Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» определены дополнительные требования по организации взаимодействия и совместной работы органов службы занятости, федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы и работодателей по улучшению системы стабильного трудоустройства инвалидов. Уточнены механизмы оценки федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы ограничений способности инвалидов к трудовой деятельности, выдачи ими рекомендаций по профессиональной реабилитации и трудоустройству, направления соответствующих выписок в органы службы занятости, а также анализа получаемой от них информации о выполнении этих рекомендаций.
Внимание высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации неоднократно обращалось на недостаточность по отношению к инвалидам сложившейся в органах службы занятости общей практики содействия в трудоустройстве лишь после обращения гражданина за оказанием ему такого содействия. Это вытекает из требований законодательства Российской Федерации, обязывающих оказывать содействие в занятости и трудоустройстве всем инвалидам, а не только тем, кто обратился за таким содействием в органы службы занятости.
Анализ, проведенный Минтрудом России, показывает, что большинством органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе региональными органами службы занятости, а также федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы не принято конкретных действий по выполнению вновь введенных норм законодательства и внесению с этой целью уточнений в сложившуюся практику содействия занятости инвалидов.
Органами службы занятости по-прежнему не проводится персонифицированная инициативная работа по содействию в трудоустройстве с каждым гражданином, получившим инвалидность и утратившим в связи с этим работу, а также с инвалидами с детства, достигшими трудоспособного возраста. Недостаточно активно в этих целях используется опыт сопровождаемого содействия занятости и наставничества, о котором регионы неоднократно информировались.
Вследствие неудовлетворительной работы органов службы занятости и их слабого взаимодействия с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в большинстве регионов работает менее 30 % инвалидов трудоспособного возраста. Лишь 2,5 % таких инвалидов получают услуги по профессиональной ориентации и всего 1,9 % их устраиваются на работу, зачастую без участия органов службы занятости. Сведения о трудоустройстве инвалидов в разрезе регионов прилагаются.
Сложившееся положение в этой сфере является недопустимым, требует принятия безотлагательных действий, включая повышение ответственности должностных лиц, не принимающих в течение полутора лет мер для выполнения вступивших в силу норм Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ.
В связи с вышеизложенным Минтруд России просит принять оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации с выполнением норм федерального законодательства по вопросам содействия занятости инвалидов, включая:
- организацию в регионе систематического (не реже одного раза в квартал) обмена информацией между органами службы занятости, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы с целью создания в органах службы занятости персонифицированного учета потребностей всех нуждающихся в трудоустройстве инвалидов;
- выделение в органах службы занятости работников и структурных подразделений, целенаправленно и инициативно занимающихся трудоустройством инвалидов, в том числе организацией сопровождаемого содействия их занятости;
- осуществление в августе-сентябре т.г. анализа причин имеющихся недостатков в организации взаимодействия органов службы занятости, работодателей и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы по вопросам трудоустройства инвалидов с изданием по итогам проведенного анализа административно-распорядительных актов по устранению выявленных причин низкой эффективности их совместной работы;
- представление в Роструд до 15 ноября 2016 года информации (в соответствии с прилагаемыми формами) о результатах анализа ситуации на региональных рынках труда с реальным предоставлением инвалидам гарантий трудовой занятости, установленных законодательством Российской Федерации;
- утверждение до 1 октября т.г. региональных планов мероприятий по устранению недостатков в организации работы по трудоустройству всех инвалидов с учетом выписок из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида и другой информации, предоставляемой в органы службы занятости федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- принятие до 1 ноября т.г. региональных межведомственных регламентов взаимодействия органов службы занятости и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, органов управления образованием по улучшению профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов;
- включение до 1 декабря т.г. в региональные программы содействия занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, конкретных мероприятий на 2017 год по улучшению содействия занятости инвалидов, обратив особое внимание на трудоустройство молодых инвалидов и инвалидов, прошедших реабилитацию после установления инвалидности.
Минтруд России, исходя из опыта регионов, в которых эта работа ведется наиболее активно, считает, что первоочередной задачей субъектов Российской Федерации на период до 2018 года является достижение показателей трудоустройства инвалидов в трудоспособном возрасте не менее 40 % об общего числа таких инвалидов с последующим доведением этого показателя до конца 2020 года до 50 %.
Информацию о принятых мерах и предложения по улучшению ситуации с трудоустройством инвалидов, включая меры по совершенствованию механизма квотирования для них рабочих мест, привлечения к административной ответственности за несоблюдение норм законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов, аккумулирования регионами средств и образования соответствующих структур (фондов) для их эффективного использования в целях реального предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости, прошу представить в Минтруд России до 15 декабря т.г. для доклада в Правительство Российской Федерации.