Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Информация от 3 апреля 2013 г.

«О реализации мер, направленных на развитие трудовой занятости инвалидов »

Ситуация с занятостью инвалидов

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 12,8 млн. инвалидов. Уровень инвалидизации составляет 9,2%. Из 2,57 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работает только 817,2 тыс. человек, численность неработающих инвалидов составляет 1,75 млн. человек или 68,1% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте.

Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста составляет 31,9% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. Для сравнения: уровень занятости населения в Российской Федерации составляет 75% от численности граждан трудоспособного возраста.

Проблема трудоустройства инвалидов является одной из самых острых. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, численность работающих инвалидов, в том числе в возрасте, превышающем возраст выхода на пенсию, с 2006 года выросла с 1,752 млн. до 2,275 млн. человек на начало 2012 года и составила 17,7% от общей численности инвалидов всех возрастов, за исключением численности детей-инвалидов.

Учитывая, что уровень трудоустройства инвалидов составляет 35%, а также, исходя из высокой социальной значимости мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, перед государством стоит задача повысить уровень трудоустройства инвалидов до среднего показателя по всем категориям безработных граждан. Для этого требуется создать условия для инвалида, способного и желающего работать, при которых он сможет найти свою профессиональную траекторию и трудоустроиться на адаптированное к его специальным потребностям рабочее место.

В целях выявления потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела Минтрудом России 29 декабря 2012 года утвержден приказ № 643 «О проведении мониторинга потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела».

В рамках указанного мониторинга органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации провели выборочный опрос незанятых инвалидов трудоспособного возраста в целях выявления их потребности в трудоустройстве, открытии собственного дела.

В ходе проводимого выборочного опроса незанятых инвалидов трудоспособного возраста органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выявляют численность инвалидов, испытывающих потребность в трудоустройстве, по видам и степени выраженности стойких расстройств функций организма, а также ограничений жизнедеятельности. На основе анализа результатов указанного опроса в субъектах Российской Федерации определяется потребность инвалидов в рабочих местах, в том числе специально оборудованных (оснащенных).

В 2013 году органы исполнительной власти 28 субъектов Российской Федерации провели выборочный опрос незанятых инвалидов трудоспособного возраста. В опросе приняли участие более 15,0 тыс. незанятых инвалидов трудоспособного возраста, из них женщины – 6553 человека (43,7% от числа опрошенных) и 8453 – мужчины (56,3% от числа опрошенных). При этом 5689 инвалидов (37,9%) проживали в городе, 5175 инвалидов (34,5%) проживали в сельской местности, 2182 инвалида (14,5%) – в столичном, краевом или областном центре и 1960 инвалидов (13,1%) – в поселке городского типа. Кроме того, из числа опрошенных инвалидов в возрасте от 51 до 55 лет находились 5795 человек (38,6% от числа опрошенных), в возрасте от 40 до 50 лет – 4913 человек (32,7%), от 30 до 39 лет – 2467 человек (16,4%), от 19 до 29 лет – 1673 человека (11,2%), от 16 до 18 лет – 158 человек (1,1%).

При этом наибольшая численность инвалидов – 10760 человек, или 71,7% от числа опрошенных, имеет III группу инвалидности, II группу имеют 4042 инвалида или 26,9% от числа опрошенных и I группу – 204 инвалида или 1,4% от числа опрошенных.

По уровню профессионального образования опрошенные инвалиды распределились следующим образом: 3730 инвалидов (24,9% от числа опрошенных) имели общее среднее образование, 7034 инвалида (46,9%) – среднее профессиональное образование, 2200 инвалидов (14,7%) – высшее профессиональное образование, 1219 инвалидов (8,1%) – неполное среднее, 823 инвалида (5,5%) – начальное образование.

Изъявили желание пройти профессиональное обучение 2904 инвалида, что составляет около 19,4% от числа опрошенных инвалидов.

Из числа опрошенных инвалидов численность неработающих свыше 3 лет составила 3956 человек (26,4%), численность неработающих от 1 года до 3 лет – 4533 человека (30,2%), численность неработающих от 6 месяцев до 1 года – 2346 человек (15,6%), численность неработающих до 6 месяцев – 4171 человек (27,8%). Наибольшая часть инвалидов, 5273 человека (35,1%), находились в поиске подходящей работы более 1 года, от 6 месяцев до 1 года – 3511 человек (23,4%), от 3 до 6 месяцев – 3311 человек (22,1%), и 2911 человек (19,2%) находились в поиске работы менее 3 месяцев. Необходимо отметить, что о потребности в трудоустройстве заявили 10273 инвалида или 68,5% от числа опрошенных, 1355 инвалидов или 9% заявили о потребности в смене работы, 3378 инвалидов или 22,5% не изъявили желания работать.

Особенностью данной категории граждан является повышенная ориентация на частичную занятость (неполный рабочий день или неделю) (около 45% от численности опрошенных). При этом 3241 инвалид или 21,6% от числа опрошенных изъявили желание работать в организациях реального сектора экономики, 2533 инвалида или 16,9% – на предприятии, специализирующемся именно на занятости инвалидов, 719 инвалидов или 4,8% хотели открыть собственное дело и 8513 инвалидов или 56,7% не имеют четких предпочтений.

Анализ результатов мониторинга позволяет сделать следующие выводы:

  • потребность в трудоустройстве незанятых инвалидов трудоспособного возраста очень высока – около 77% от численности опрошенных инвалидов нуждаются в трудоустройстве или смене работы, около 5% от численности опрошенных инвалидов хотят открыть собственное дело (снижение потребности в трудоустройстве незанятых инвалидов по сравнению с 2012 годом составило 2,2 п.п.);
  • уровень профессионального образования инвалидов достаточно высокий – более 61,6% от численности опрошенных инвалидов имеют профессиональное образование, из них высшее профессиональное образование имеют 14,7%, среднее профессиональное образование – 46,9%;
  • потребность инвалидов в профессиональном обучении также довольно высокая – около 20% инвалидов изъявили желание пройти профессиональное обучение;
  • инвалиды испытывают большие трудности в поиске работы, по сравнению с другими категориями граждан, так как доля инвалидов, ищущих работу более 1 года, составляет более 56%, в том числе ищущих работу более 3 лет – около 26%.

Трудоустройство инвалида является важнейшим этапом его профессиональной реабилитации, включающим в себя процесс поиска подходящей работы и устройства на нее, кроме того, работа позволяет инвалиду иметь достойный уровень жизни.

Многие инвалиды, которые хотят работать, не имеют этой возможности из-за множества препятствий. С определенными трудностями инвалид сталкивается еще на этапе получения профессии. На сегодняшний день не во всех образовательных учреждениях возможно интегрированное обучение инвалидов в среде людей, не имеющих ограничений по состоянию здоровья. Многие учебные заведения не принимают инвалидов по причине того, что основные учебные, а также санитарно-бытовые помещения не оборудованы, а имеющиеся учебные программы не адаптированы под особые потребности инвалидов.

Значительное влияние на возможность трудоустройства инвалидов на относительно удаленную от места жительства работу оказывает их ограниченный доступ к транспортной инфраструктуре. При устройстве на работу инвалиды вынуждены ежедневно сталкиваться с проблемами необорудованного общественного транспорта, необходимости использования посторонней помощи при перемещении. В конечном итоге общая психологическая нагрузка на инвалида вынуждает его либо искать другую работу, либо остаться в числе незанятых граждан.

С учетом окружающей их действительности инвалиды вынуждены отдавать предпочтение самозанятости либо соглашаться на частичную занятость недалеко от дома. Результатом недостатка профессиональной помощи является также сниженная трудовая мотивация, и, как следствие, сложность с подбором рабочего места.

Но трудоустройство инвалидов осложнено не только по причинам, зависящим от него самого. Многие работодатели отказываются от труда инвалидов. Причинами являются отсутствие достаточного количества специальных рабочих мест на предприятиях, приспособленных для работы инвалида, а также отсутствие у работодателей стимулов для приема на работу инвалидов. Работодатели не видят в инвалидах полноправных сотрудников и считают трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья большой проблемой, требующей к тому же существенных дополнительных затрат.

Необходимо отметить, что нуждается в трудоустройстве гораздо большее количество инвалидов, чем обращается в службу занятости населения.

Мотивация инвалидов молодого возраста (16-35 лет) значительно отличается от старшей возрастной группы в основном желанием общаться со своими сверстниками независимо от состояния их здоровья. С другой стороны, попадая на рынок труда, молодые инвалиды сталкиваются с рядом проблем, характерных для всей молодежи, - отсутствием опыта работы и необходимостью создания работодателем специальных условий труда.

Меры, направленные на развитие инклюзивного рынка труда и производственной среды, обеспечивающих доступность трудовой занятости для инвалидов

Проблема трудоустройства инвалидов остается одной из самых острых на рынке труда. Даже при наличии вакансий и квотирования рабочих мест (в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») трудоустройство инвалидов затруднено, так как предоставляемые рабочие места не учитывают особенности ограничений жизнедеятельности.

Если для основной части инвалидов, преимущественно III группы, нет необходимости в создании дополнительных преференций при трудоустройстве, и они с успехом конкурируют на инклюзивном рынке труда, то для других категорий инвалидов, имеющих ограничения жизнедеятельности, необходима реализация специальных мер поддержки для выхода на инклюзивный рынок труда.

Создание доступной среды для инвалидов

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2181-р утверждена новая редакция государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, которая приведена в соответствие с Порядком разработки и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года № 588.

Целями Программы являются формирование к 2016 году условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество.

Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:

  • оценивается состояние доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • повышается уровень доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устраняются «отношенческие» барьеры;
  • модернизируется государственная система медико-социальной экспертизы;
  • обеспечивается равный доступ инвалидов к реабилитационным услугам.

Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 180,3 млрд. рублей, в том числе за счет средств:

  • федерального бюджета – 160,3 млрд. рублей;
  • бюджетов субъектов Российской Федерации – 19,7 млрд. рублей;
  • внебюджетных источников – 0,3 млрд. рублей.

Устранение физических и отношенческих берьеров, решение проблемы формирования доступной среды положительно повлияет на:

  • стимулирование трудовой и социальной активности инвалидов, которая положительно отразиться на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;
  • к снижению социальной зависимости, вынужденной изоляции инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающей в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинских и социальных услуг в стационарных и надомных условиях;
  • к формированию толерантного отношения к инвалидам в массовом сознании граждан и к снижению социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • к снижению ограничений жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

Кроме того, с 2011 года в рамках Программы осуществляется поддержка программ общественных организаций инвалидов по содействию трудоустройству инвалидов на рынке труда, в том числе созданию рабочих мест и обеспечению доступности рабочих мест (далее соответственно – Госпрограмма, Программа ООИ) с общим объемом финансирования 628,45 млн. рублей, в том числе по годам: в 2011 году – 67,83 млн. рублей, в 2012 году – 93,53 млн. рублей, в 2013 году – 124,36 млн. рублей, в 2014 году – 156,23 млн. рублей, в 2015 году – 186,50 млн. рублей.

Для реализации этого мероприятия предусмотрено предоставление субсидий общественным организациям инвалидов за счет средств федерального бюджета (далее - субсидии) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 941 (далее – Постановление).

Для получения субсидии общественной организации инвалидов необходимо представить в Минтруд России на Конкурсный отбор Программы ООИ, которые должны содержать следующие мероприятия:

  • по обеспечению инвалидам при трудоустройстве равных с другими гражданами возможностей;
  • по трудоустройству, в том числе созданию рабочих мест, на рынке труда не менее 30 инвалидов в год на срок не менее 6 месяцев;
  • по улучшению условий и охраны труда инвалидов;
  • по обучению инвалидов (в том числе новым профессиям и приемам труда) и их трудоустройству;
  • по предоставлению инвалидам реабилитационных услуг;
  • по интеграции инвалидов с обществом (включая культурные, спортивные и иные мероприятия).

При этом субсидии предоставляются при использовании собственных и привлеченных средств в размере не менее 30 процентов общего объема финансового обеспечения Программы ООИ.

В 2011 году Конкурсной комиссией было принято решение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на поддержку указанных программ 2 общественным организациям инвалидов (Общероссийской общественной организацией инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» и региональной общественной организации «Перспектива»).

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2011 года № 1573 субсидии были перечислены указанным организациям в объеме 60,7 млн. рублей.

Необходимо отметить, что объем привлеченных средств общественными организациями инвалидов для реализации указанного мероприятия в 2011 году составил 46,7 млн. рублей.

По результатам реализации Программ ООИ в 2011 году было создано 192 рабочих места для инвалидов (159 рабочих мест и 33 рабочих места соответственно).

В 2012 г. Конкурсной комиссией принято решение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на поддержку программ 3 общественным организациям инвалидов.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2012 г. № 295н субсидии из федерального бюджета распределены следующим образом:

  • Белгородской региональной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - 12,6 млн. рублей;
  • Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного знамени общество слепых» - 64,8 млн. рублей;
  • Тюменскому региональному отделению Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» - 16,2 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2013 г. общественными организациями инвалидов оказано содействие в трудоустройстве и создании 540 рабочих мест для инвалидов (60 рабочих места, 212 рабочих мест, 268 рабочих мест соответственно), средняя заработная плата инвалидов составила около 7,9 тыс. рублей.

В 2012 году объем собственных средств общественных организаций инвалидов для реализации указанного мероприятия составил 77,2 млн. рублей.

Субсидии были предоставлены на поддержку программ по трудоустройству инвалидов в сфере пищевого производства по изготовлению рыбной консервированной продукции, производства земснарядов для очистки воды, разработки ландшафтного дизайна, швейного производства.

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1921-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012 - 2015 годы» выполнено следующее:

  • подготовлено техническое задание и объявлен конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение прикладных научно-исследовательских работ для нужд Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2013 году по теме: «Особенности организации рабочих мест, наиболее востребованных инвалидами по зрению, инвалидов использующих инвалидные кресла-коляски, инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и других»;
  • разработан проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «О межведомственном взаимодействии между федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы и органами службы занятости в целях удовлетворения потребности незанятых инвалидов в трудоустройстве».

Доступность производственной среды для инвалидов на предприятиях обеспечивается соблюдением гигиенических требований к условиям труда инвалидов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510-09».

Организация сопровождения инвалидов в целях трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах

Для развития инклюзивности в сфере трудоустройства инвалидов большое значение имеет деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в части сопровождения при трудоустройстве, адаптации и закреплении на рабочих местах с привлечением персональных помощников.

Повышение эффективности мер поддержки общественных организаций может быть достигнуто за счет оказания адресной помощи по содействию в трудоустройстве с привлечением персональных помощников, осуществляющих сопровождение инвалида в процессе поиска работы, трудоустройства и адаптации на рабочем месте.

В настоящее время социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие дополнительные адресные услуги в сфере содействия трудоустройству инвалидов, в том числе посредством службы сопровождения инвалидов в целях их трудоустройства, осуществляют свою деятельность в г.Москве, Брянской, Тамбовской, Нижегородской, Свердловской областях, Ставропольском и Красноярском краях и ряде других субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций» субсидии из федерального бюджета предоставляются отдельным общественным и иным некоммерческим организациям, уставная деятельность которых направлена на решение социальных вопросов, защиту прав и законных интересов граждан. Субсидии предоставляются, в том числе на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности, направленной на решение социальных вопросов в соответствии с уставными целями.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 2277-р, утверждающим распределение в 2012 году субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, 17 организаций получили поддержку в размере 1058193,9 тыс. рублей.

Обучение и сопровождение инвалида по зрению на предприятиях и в организациях проводится реабилитологом, специалистом по социальной работе, либо другим специалистом, в должностные обязанности которого входит социальная и трудовая адаптация инвалида.

Обучение включает освоение инвалидом навыков пользования техническими средствами коммуникации, информации и сигнализации. Применяется практика, когда функции сопровождения, обучения производственным навыкам и навыкам ориентирования на предприятии и в его помещениях осуществляются реабилитологом совместно с мастером цеха или участка. Одиночные рабочие места для слепых радиофицируются или оборудуются кнопкой вызова реабилитолога. При размещении нескольких рабочих мест для слепых в одном помещении оно также радиофицируется, за исключением небольших помещений, где инвалиды находятся под постоянным визуальным контролем реабилитолога или мастера.

Для повышения эффективности сотрудничества между некоммерческими организациями и органами государственной власти в ряде субъектов Российской Федерации созданы службы сопровождения инвалидов в целях содействия их трудоустройству, обеспечивающие право людей с ограниченными возможностями на профессиональную реабилитацию и интеграцию в общество, в том числе профориентацию, профессиональное обучение и трудоустройство.

В целях реализации мер, направленных на безболезненный переход с уровня общего образования на уровень высшего профессионального образования, а также на создание безбарьерной среды в высших учебных заведениях, в 2010 году Минобрнауки России определен перечень базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования в каждом из федеральных округов, которые обеспечивают условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 30 декабря 2010 года № 2211 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»). По информации Минобрнауки России, в таких образовательных учреждениях высшего профессионального образования имеются специальные программы по сопровождению и трудоустройству инвалидов.

Сопровождение студентов и выпускников-инвалидов осуществляется при содействии специальных центров содействия занятости выпускников, созданных на базе высших учебных заведений. В этих целях налажено взаимодействие с региональными отделениями Всероссийского общества инвалидов, областными реабилитационно-физкультурными центрами инвалидов, органами службы занятости.

Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется Минэкономразвития России на конкурсной основе в соответствии с правилами предоставления субсидий из федерального бюджета социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» (далее - постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года № 713), и приказом Минэкономразвития России от 8 сентября 2011 года № 465. Общий объем средств федерального бюджета, направленный Минэкономразвития России на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций в виде предоставления субсидий, в 2012 году составил 162 млн. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года № 713 в число приоритетных направлений поддержки вошла социальная адаптация инвалидов и их семей.

Семь поддержанных в 2011 и 2012 годах социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе Негосударственное образовательное учреждение Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция», учреждение Нижегородский областной Центр социально-трудовой и психологической реабилитации инвалидов по зрению «Камерита» ОООИ-РАНСиС, Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики», реализуют программы по направлениям социальной адаптации инвалидов и их семей.

Кроме того, в 2011 году программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций приняты в 53 субъектах Российской Федерации с общим объемом финансирования более 3 млрд. рублей в 2011 году и более 4 млрд. рублей в 2012 году.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 года № 2140-р субсидии из федерального бюджета на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций были предоставлены 49 субъектам Российской Федерации, прошедших конкурсный отбор, на общую сумму 600,0 млн. рублей. Указанные средства направлены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на оказание на конкурсной основе финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям.

В целях выработки согласованных предложений, направленных на повышение эффективности мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность по сопровождению инвалидов, 25 февраля 2013 года состоялось рабочее совещание представителей Минтруда России и Минэкономразвития России, по результатам которого было предложено конкурсный отбор программ субъектов Российской Федерации по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года № 713) осуществлять с учетом наличия в них мероприятий по сопровождению инвалидов, в том числе выпускников образовательных учреждений, в целях их трудоустройства, адаптации и закрепления на рабочих местах.

В этой связи высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации направлено письмо с рекомендациями при разработке субъектами Российской Федерации программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций предусматривать мероприятия по сопровождению инвалидов. Для координации деятельности по организации сопровождения инвалидов органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано обеспечить взаимодействие региональных органов социальной защиты населения, образования, службы занятости, учреждений медико-социальной экспертизы, общественных организаций инвалидов и иных социально ориентированных некоммерческих организаций в целях повышения уровня трудоустройства инвалидов.

Указанные предложения будут реализовываться субъектами Российской Федерации в текущем году и способствовать развитию и поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, разрабатывающих и реализующих проекты социальной адаптации инвалидов и членов их семей, в том числе модели сопровождения инвалидов в целях трудоустройства, адаптации и трудовой реабилитации, и как следствие, улучшению содействия трудоустройству инвалидов на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Налоговые льготы, предусмотренные для общественных организаций инвалидов и учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов

Законодательством Российской Федерации (статьями 149, 264, 267.1, 284, 381 Налогового кодекса Российской Федерации) для общественных организаций инвалидов и учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, предусмотрен при соблюдении определенных условий ряд льгот по уплате налогов на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость, земельного и транспортного налогов.

По сведениям, представленным Федеральной налоговой службой, размеры средств, полученных данными организациями, в 2009-2011 годах за счет использования льгот по федеральным налогам (на прибыль и на добавленную стоимость), оцениваются в сумме 15 941,6 млн. рублей, по региональному налогу на имущество организаций за 2011 год – в сумме 167,4 млн. рублей, по местному земельному налогу за 2011 год - в сумме 171 млн. рублей (обобщение информации по двум последним налогам за предыдущие годы статистической отчетностью не предусматривалось).

Кроме того организациями, использующими труд инвалидов, производящими выплаты и иные вознаграждения инвалидам, учреждениями, созданными для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными учредителями которых являются общественные организации инвалидов, за счет пониженных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в 2011 году использовано на установленные законодательством цели 7 600 млн. рублей.

В целях обеспечения более комплексного и дифференцированного стимулирования работодателей к использованию труда инвалидов перечисленные налоговые льготы дополнены в 2010-2011 годах рядом адресных мер государственной поддержки отдельных программ, проектов и направлений деятельности общероссийских общественных организаций инвалидов и других работодателей, осуществляемых путем предоставления им целевых субсидий из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В частности, начато предоставление субсидий на реализацию программ содействия трудоустройству инвалидов в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы; субсидий на поддержку программ социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»; субсидий на возмещение работодателям затрат на приобретение специального оборудования для оснащения рабочих мест инвалидов в рамках мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.

Эти меры по оценке общественных организаций инвалидов, позволяют более адресно, по сравнению с налоговыми льготами, использовать выделяемые на конкурсной основе средства для решения конкретных проблем инвалидов. Об этом свидетельствуют более высокие показатели стабильной занятости инвалидов на тех предприятиях, которые кроме налоговых льгот получают целевые субсидии на их трудоустройство.

Показателем эффективности предусмотренных законодательством мер налогового стимулирования работодателей является устойчивая на протяжении пяти последних лет динамика роста численности работающих инвалидов. По информации Пенсионного фонда Российской Федерации, она на конец года составляла: в 2006 году – 1,75 млн. работающих инвалидов; в 2007 году – 1,87 млн.; в 2008 году – 1,96 млн.; в 2009 году - 2,07 млн.; в 2010 году – 2,19 млн.; в 2011 году – 2,27 млн.

Всероссийское общество инвалидов считает, что взаимоувязанная система вышеназванных налоговых льгот является эффективным инструментом стимулирования работодателей к содействию занятости инвалидов и не нуждается в настоящее время в изменении при условии более активного и дифференцированного продолжения практики выделения государством целевых субсидий общественным организациям инвалидов на создание условий для трудоустройства, профессиональной реабилитации инвалидов и создание для них специальных рабочих мест.

Вместе с тем, по информации Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной налоговой службы, в сфере строительства нередко используются схемы, основанные на искусственном обеспечении необходимого для получения льгот по налогу на добавленную стоимость удельного веса инвалидов в общей численности работающих посредством заключения с инвалидами фиктивных трудовых договоров. В таких случаях налоговая льгота утрачивает социальную направленность, так как не способствует обеспечению инвалидам равных с другими лицами возможностей для реализации права на труд. В связи с этим принимаются предусмотренные законодательством меры, в том числе судебного реагирования, по пресечению фактов необоснованного предоставления налоговых льгот работодателям, не имеющим на это оснований.

Предприятия Всероссийского общества слепых зачастую вынужденно не применяют льготу по обложению налогом на добавленную стоимость, так как это увеличивает стоимость их продукции для конечных потребителей, что не повышает её конкурентоспособность на рынке. В связи с этим будет продолжена практика предоставления Всероссийской организации слепых субсидий из федерального бюджета с учетом значительной численности инвалидов, работающих на предприятиях данного общества.

Осуществляемое в настоящее время повышение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды компенсируется общественным организациям инвалидов, во-первых, установлением для них пониженных тарифов с более медленной, чем для других работодателей динамикой их роста, а, во-вторых, увеличением размеров предоставляемых им субсидий из федерального бюджета (с 500 млн. рублей – в 2006 году до 950 млн. рублей – в 2011-2012 годах).

В связи с вышеизложенным, законодательство Российской Федерации содержит в настоящее время достаточно норм стимулирующего характера, учитывающих особенности налогообложения работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья.

Квотирование рабочих мест для инвалидов на крупных и средних предприятиях

Одним из механизмов, обязывающих работодателей принимать на работу инвалидов, является система квотирования для них рабочих мест, установленная Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 181-ФЗ).

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 181-ФЗ квота для приема на работу инвалидов устанавливается организациям, численность которых составляет более 100 человек. При этом субъекты Российской Федерации наделены правом устанавливать своими законодательными актами квоты организациям для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов), а также определять механизм ее установления, включая разработку и реализацию мер, стимулирующих работодателей для трудоустройства инвалидов, и устанавливать порядок и условия применения мер воздействия на работодателей в случае невыполнения или невозможности выполнения ими установленной квоты. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения (далее - органы службы занятости).

При этом, в ряде субъектов Российской Федерации законодательством о квотировании введена официальная статистическая отчетность работодателей о приеме на работу инвалидов на квотируемые, в том числе специальные рабочие места, и их увольнении, позволяющая осуществлять мониторинг замещения данных рабочих мест для инвалидов. На основании данного мониторинга органы службы занятости направляют инвалидов, обратившихся в целях поиска подходящей работы, на свободные рабочие места (вакантные должности).

На сегодняшний день в организациях насчитывается 680,0 тыс. квотируемых рабочих мест, что в 3,78 раза меньше численности инвалидов трудоспособного возраста. Таким образом, числа квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов недостаточно.

По данным органов службы занятости, ежегодно в счет установленных квот трудоустраивается более 4,0 тыс. инвалидов.

В настоящее время в экономике прослеживается процесс институциональной реструктуризации, при этом доминирующей является тенденция разукрупнения предприятий и создания разветвленных дочерних структур в виде средних и малых предприятий. И, как следствие, происходит сокращение количества организаций, на которых квотируются рабочие места для инвалидов.

В целях активизации работы по социальной поддержке инвалидов Минтрудом России разработан в соответствии с пунктом 3 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 22 ноября 2012 года № ДМ-П12-48пр законопроект, которым предлагается внесение изменения в Федеральный закон № 181-ФЗ, предусматривающего расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

При этом предлагается установить, что работодателям, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. По предварительным расчетам данная мера позволит обеспечить занятостью дополнительно около 300,0 тыс. инвалидов.

Предлагаемый законопроект направлен на усиление социальной защищенности инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации права на труд.

Минтрудом России законопроект направлен на согласование высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). По состоянию на 26 марта 2013 года 60 органами государственной власти субъектов Российской Федерации законопроект согласован без замечаний.

Минтрудом России законопроект внесен в Правительство Российской Федерации (письма от 13 февраля 2013 года № 16-1/10/1-533; от 21 февраля 2013 года № 16-1/10/1-687 (в дополнение направлено заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия законопроекта).

Следует отметить, что применение механизма квотирования является одним из способов предоставления возможности для трудоустройства инвалидов.

Вместе с тем, как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, реализация существующего механизма квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов не во всех случаях дает ожидаемый эффект, так как не содержит элементов стимулирования работодателей и представляет собой резервирование рабочих мест.

Поэтому особенно важными являются меры, которые предусматривают поддержку работодателей, принимающих на работу инвалидов.

Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации разработан и действует механизм стимулирования работодателей, создающих рабочие места для трудоустройства инвалидов, включая компенсацию работодателям затрат, возникающих при применении труда инвалидов (Калужская, Воронежская области и Республика Татарстан).

Таким образом, системный подход к трудоустройству инвалидов предполагает наличие стимулов для работодателей, создающих рабочие места для трудоустройства инвалидов.

Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов» (далее – Федеральный закон), вступающим в силу 8 марта 2013 года, внесены изменения в следующие законодательные акты:

  • Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Изменения, внесенные в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», дополняют норму, предусматривающую обязанность работодателя представлять информацию органам службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, требованием о включении в состав данной информации сведений о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

Учитывая, что для решения вопроса трудоустройства инвалида необходимо создать условия, при которых он сможет найти свою профессиональную траекторию и трудоустроиться на адаптированное к его специальным потребностям рабочее место, данная поправка позволит осуществлять мониторинг действий работодателя, связанных с созданием рабочих мест для инвалидов. Кроме того, органами службы занятости населения будет осуществляться формирование системы сведений о специальных рабочих местах, созданных для инвалидов, позволяющей осуществлять подбор для них подходящей работы.

Пункт 1 статьи 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает обязанность по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Внесенная Федеральным законом поправка предусматривает также обязанность работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах, что корреспондируется с соответствующей поправкой, вносимой в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», с целью надлежащего контроля действий работодателя по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Статья 5.42 Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающая санкции за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Внесенные поправки предусматривают повышение размера штрафа – с вступлением в силу Федерального закона он установлен в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Реализация активных мер по созданию условий для трудовой занятости инвалидов во всех субъектах Российской Федерации

Для осуществления трудовых функций инвалидами, которые не в состоянии конкурировать с работниками, не имеющими ограничений в трудовой деятельности и не нуждающимися по медицинским показаниям в сокращении рабочего дня и других трудовых льготах, требуется организация работодателем специальных рабочих мест (в том числе надомных), включая организацию профессионального обучения с учетом физических особенностей, адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения рабочего места и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Многие работодатели, способные принять на работу инвалидов, испытывают потребность в дополнительных инвестициях на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест.

С 2010 года в рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, осуществлялись мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов, которые предусматривали возмещение работодателям затрат на оборудование специальных рабочих мест для данной категории граждан. Средства на эти цели предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1146 «О предоставлении и распределении в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» в 2012 году реализовывались региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, включающие мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места (далее – региональные программы).

В 2012 году в мероприятии по содействию трудоустройству незанятых инвалидов во всех субъектах Российской Федерации, включая г.Москву и г.Санкт-Петербург, приняли участие 9,8 тыс. человек или 102% от запланированной численности участников мероприятия. Расходы федерального бюджета на реализацию данного мероприятия составили 362,0 млн. рублей или 100% от объема запланированных средств.

При этом расходы бюджетов субъектов Российской Федерации (включая г.Москву и г.Санкт-Петербург) составили 1415,95 млн. рублей.

Всего за период 2010-2012 года были трудоустроены на оборудованные (оснащенные) рабочие места 28,2 тыс. инвалидов.

Все субъекты Российской Федерации выполнили целевые показатели мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов.

В целях мониторинга ситуации с трудоустройством и закрепляемостью инвалидов в субъектах Российской Федерации Минтрудом России 29 декабря 2012 года утвержден приказ № 645 «О проведении мониторинга реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, и закрепляемости на оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов в 2013-2015 годах».

В соответствии с данным приказом проводится анализ закрепляемости на оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов, включая мониторинг динамики численности инвалидов, продолжающих осуществлять трудовую деятельность на указанных рабочих местах, а также сохранности оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов. По результатам указанного мониторинга будут выявлены основные причины ликвидации рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для трудоустройства инвалидов, и увольнения инвалидов с оборудованных (оснащенных) рабочих мест, а также предложены меры по повышению эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места в субъектах Российской Федерации.

Трудоустройство инвалидов на оборудованные (оснащенные) рабочие места осуществляется в рамках договоров, заключенных органами службы занятости с работодателями, со сроком действия один год. В большинстве субъектов Российской Федерации указанными договорами предусматривается в случае увольнения инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, до окончания срока действия договора, обязанность работодателя письменно уведомлять органы службы занятости об их увольнении в течение трех рабочих дней с момента увольнения, принять на освободившиеся рабочие места других незанятых инвалидов соответствующей категории и предоставить органам службы занятости сведения об их трудоустройстве в течение трех рабочих дней с момента трудоустройства. При этом, в случае неисполнения договорных обязательств, предусматривается возврат финансовых средств, предоставленных работодателю на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов.

По результатам мониторинга по состоянию на 31 декабря 2012 года продолжают осуществлять трудовую деятельность на оборудованных (оснащенных) рабочих местах 23,65 тыс. инвалидов или 83,8% от общей численности трудоустроенных инвалидов на эти рабочие места в течение 2010-2012 годов, из них в 2010 году продолжали осуществлять трудовую деятельность на данных рабочих местах 9,3 тыс. инвалидов или 83,7% от общей численности трудоустроенных инвалидов за 2010 год; в 2011 году - 6,2 тыс. инвалидов или 81,6%; в 2012 году – 8,15 тыс. инвалидов или 83,2%.

Всего за период с 2010 по 2012 годы уволились 4,57 тыс. инвалидов или 16,2% от общей численности трудоустроенных инвалидов в 2010-2012 годах. Основной причиной увольнения 94% от общего числа уволенных инвалидов являлось собственное желание; в связи с выходом на пенсию по старости прекратили осуществлять трудовую деятельность 1,5%; по соглашению сторон были уволены также около 1,5%; 3% были уволены по иным причинам. Указанные рабочие места были замещены инвалидами, имеющими аналогичные ограничения жизнедеятельности. Для сравнения: в 2012 году доля выбывших по различным причинам работников в численности занятых составила 7,9%.

За период реализации мероприятия с 2010 года было ликвидировано 2,84 тыс. рабочих мест или 12% от общего количества созданных (оборудованных) рабочих мест для инвалидов. Основной причиной ликвидации является прекращение деятельности (ликвидация) индивидуального предпринимателя (организации).

В целях сокращения численности увольняемых инвалидов органы службы занятости проводят с работодателями собеседования для выяснения причин предстоящего увольнения. Органами службы занятости обеспечен контроль за предоставлением работодателями сведений о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) в случае увольнения инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) рабочие места. Органами службы занятости ведется подбор инвалидов на освободившиеся рабочие места.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Минтрудом России разработан комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы (далее - Комплекс мер).

В рамках реализации Комплекса мер в 2013-2015 годах будет создано ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов. С этой целью будет продолжена реализация в субъектах Российской Федерации мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

На софинансирование указанного мероприятия в федеральном бюджете в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрено: в 2013 году – 792,5 млн. рублей; в 2014 году – 918,7 млн. рублей; в 2015 году – 963,7 млн. рублей.

В г.Москве и г.Санкт-Петербурге мероприятие по содействию трудоустройству инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места реализуется исключительно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В бюджете г.Санкт-Петербурга для создания ежегодно не менее 200 специальных рабочих мест в 2013 году предусмотрено 82,6 млн. рублей, в 2014 году – 86,2 млн. рублей и в 2015 году – 89,6 млн. рублей. В бюджете г.Москвы в 2013 году для создания не менее 1700 специальных рабочих мест предусмотрено 1455,0 млн. рублей.

Всего в бюджетах субъектов Российской Федерации на финансирование данного мероприятия в 2013 году предусмотрено 1594,3 млн. рублей, в 2014 году – 1586,0 млн. рублей, в 2015 году – 1588,0 млн. рублей.

В целях создания ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов принято постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2012 г. № 1307 «О предоставлении и распределении в 2013 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации».

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 2411-р о распределении в 2013 году субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, во всех субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, разработаны и утверждены региональные программы, предусматривающие, в том числе мероприятие по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

При распределении в 2013 году средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года № 2411-р обеспечена равная доступность участия инвалидов в мероприятии по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

Мероприятие по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места предусмотрено в нормативных правовых актах всех субъектов Российской Федерации.

В целях оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, 28 февраля 2013 года Минтрудом России утвержден приказ № 82 «Об установлении критериев оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», предусматривающий установление:

критериев оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места (закрепляемость инвалидов на оборудованных (оснащенных) рабочих местах, результативность и востребованность создания для них рабочих мест, продолжительность периода безработицы инвалидов и другое);

перечня и порядка расчета показателей, характеризующих эффективность трудоустройства незанятых инвалидов, их пороговые значения и целевые индикаторы.

В целях обеспечения единого подхода в субъектах Российской Федерации к определению потребности инвалидов в трудоустройстве при реализации подпункта «в» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Минтрудом России подготовлены Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах, и повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, утвержденные приказом от 11 марта 2013 года № 94.

В методических рекомендациях содержатся единые подходы к определению численности инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных мер, а также источники получения данных и порядок их расчета.

В соответствии с методическими рекомендациями потребность инвалидов в трудоустройстве в субъекте Российской Федерации будет определяться как численность незанятых инвалидов, рассчитанная по данным Пенсионного фонда Российской Федерации на основании федерального статистического наблюдения по форме № 94 (ПЕНСИИ) «Сведения о численности пенсионеров и суммах назначенных им пенсий», утвержденной приказом Росстата от 19 января 2010 г. № 64 «Об утверждении статистического инструментария для организации Пенсионным фондом Российской Федерации федерального статистического наблюдения за численностью пенсионеров и суммами назначенных им пенсий».

В целом проводимая в субъектах Российской Федерации оценка эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места, позволит совершенствовать механизмы реализации мер, направленных на содействие трудоустройству инвалидов.

Во исполнение пункта 2 раздела I Комплекса мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2012-2015 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1921-р, Минтрудом России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации (письмо от 21 января 2013 года № 13-6/10/1-157) проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4 и 22 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – проект федерального закона).

Вносимые проектом федерального закона изменения предполагают отнесение к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, полномочия по определению основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.

Предусмотренные законопроектом изменения позволят обеспечить принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, определяющего единые требования к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, и, тем самым, обеспечат создание механизма реализации содержащейся в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» нормы, предусматривающей, что для трудоустройства инвалидов создаются специальные рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Таким образом, проектом федерального закона предусматривается разработка единых требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не с учетом профессий, а с учетом нарушенных функций, ограничений жизнедеятельности инвалидов и их индивидуальных возможностей.

Проект федерального закона внесен в Правительство Российской Федерации (письмо Минтруда России от 21 января 2013 года № 13-6/10/1-157).

Карта сайта