Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Письмо Минтруда России № 12-3/10/В-1700 от 16 марта 2015 г.

Руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведен анализ информации, поступившей из субъектов Российской Федерации, о первых итогах реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), который вступил в силу с 1 января 2015 года, и сообщается.

На сегодняшний день на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации приняты все нормативные правовые акты, запланированные к принятию в рамках Федерального закона.

В этой связи хотелось бы отметить оперативность и своевременность проведенной работы по принятию нормативных правовых актов в рамках Федерального закона в Смоленской, Нижегородской, Оренбургской, Тюменской, Новосибирской, Амурской областях, Республике Северная Осетия-Алания, Еврейской автономной области.

По нашему мнению, завершение указанной деятельности в октябре 2014 года позволило обеспечить более высокую оперативность в принятии необходимых мер по непосредственной организации социального обслуживания в вышеназванных регионах в соответствии с Федеральным законом.

Одновременно с этим сообщаем, что в ряде субъектов Российской Федерации данная работа была завершена непосредственно перед вступлением в силу Федерального закона (Белгородской, Брянской, Псковской, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Омской, Магаданской областях, Удмуртской, Чувашской Республиках, Республиках Калмыкия, Башкортостан, Тыва, Саха (Якутия), Ставропольском, Камчатском краях, г. Москва). В этой связи обращаем внимание как руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в которых сложилась подобная ситуация, так и руководителей организаций, осуществляющих социальное обслуживание в данных регионах, на необходимость в дальнейшем ускорить принятие необходимых мер для успешной реализации Федерального закона.

В целях обеспечения анализа первых итогов реализации Федерального закона в субъектах Российской Федерации Минтрудом России была запрошена соответствующая информация. Однако такая информация в Минтруд России не представлена либо представлена с существенной задержкой сроков ее предоставления следующими регионами: Архангельская, Калининградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Самарская, Тамбовская, Челябинская области, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Республики Алтай, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Краснодарский, Пермский, Забайкальский, Камчатский края, г. Санкт-Петербург, и г. Байконур.

Анализ поступившей информации показал, что в большинстве регионов проведена работа по укрупнению содержания социальных услуг, изменению структуры перечня данных услуг либо принципов их группировки. При этом объем социальных услуг, получаемых гражданами по состоянию на 31 декабря 2014 года, остался без изменений.

Например, в Ленинградской области до 1 января 2015 года перечень социальных услуг формировался по типам учреждений социального обслуживания и имеющихся в них отделений, а с 1 января 2015 года сформирован по формам социального обслуживания и видам социальных услуг.

В 26 регионах число предоставляемых социальных услуг увеличилось (Белгородской, Брянской, Курской, Тульской, Смоленской, Ростовской, Оренбургской, Пензенской, Свердловской, Сахалинской областях, Республиках Коми, Адыгея, Башкортостан, Тыва, Приморском, Алтайском краях и ряде других субъектов Российской Федерации).

В 10 регионах (Владимирской, Воронежской, Кировской, Иркутской областях, Чувашской Республике, Республике Бурятия, Красноярском и Ставропольском краях, Ямало-Ненецком автономном округе, Чукотском автономном округе) - осталось на уровне прошлого года.

Анализ информации также показывает, что в 44 субъектах Российской Федерации (Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Республика Башкортостан, Республика Адыгея, Республика Карелия, Ямало-Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область, Иркутская, Амурская, Астраханская, Тюменская, Орловская, Кировская, Оренбургская, Калужская, Вологодская, Томская, Новосибирская, Свердловская, Тульская, Курганская, Белгородская, Кемеровская, Костромская, Смоленская, Рязанская, Тверская, Воронежская, Брянская, Ульяновская, Саратовская, Ростовская, Курская, Магаданская, Пензенская, Ивановская, Владимирская, Волгоградская, Псковская области, город Севастополь и др.) наиболее востребованной формой социального обслуживания является получение социальных услуг на дому.

В Хабаровском крае, Красноярском крае, Алтайском крае, Республике Коми, Новгородской, Ленинградской, Ярославской, Омской областях, г. Москва наиболее востребованной является полустационарная форма социального обслуживания.

В Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области наиболее востребованной является стационарная форма социального обслуживания.

По вопросу определения уполномоченного органа субъекта Российской Федерации на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы, все субъекты Российской Федерации можно разделить на несколько групп.

К первой группе относятся регионы, в которых в качестве уполномоченного органа определен орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социальной защиты. К таким регионам относятся Брянская, Курская, Ульяновская, Иркутская, Магаданская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Калужская, Кировская, Орловская области, Республика Карелия, Республика Татарстан, Республика Бурятия, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Чукотский автономный округ, Республика Коми, Чувашская Республика, Еврейская автономная область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

В Республике Башкортостан, Республике Адыгея, Алтайском крае, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Костромской, Тверской, Ярославской, Новосибирской, Новгородской, Псковской, Волгоградской, Ростовской, Тюменской, Ленинградской, Пензенской, Курганской, Вологодской, Свердловской, Саратовской, Омской областях, г. Москва и ряде других субъектов Российской Федерации данные полномочия будут осуществляться через подразделения территориальных органов социальной защиты населения либо органы социальной защиты населения муниципальных образований.

К третьей группе можно отнести субъекты Российской Федерации, в которых полномочия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы распределены в зависимости от формы социального обслуживания. Например, в Ставропольском крае признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании в стационарной форме, а также на составление индивидуальной программы осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края, а признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме, социальном обслуживании на дому, на составление индивидуальной программы осуществляют государственные бюджетные и казенные учреждения социального обслуживания. Аналогичная ситуация складывается и в городе Севастополе.

В Республике Тыва, Тульской, Кемеровской областях полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании переданы также организациям социального обслуживания, подведомственным органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания.

Кроме того, проводятся мероприятия по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг.

В 15 субъектах Российской Федерации (Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Республика Мордовия, Республика Адыгея, Республика Хакасия, Республика Татарстан, Чукотский автономный округ, Иркутская, Ленинградская, Тюменская, Смоленская, Пензенская, Ивановская, Владимирская области) данные программы составлены на всех получателей социальных услуг, находящихся на социальном обслуживании.

В Свердловской, Новгородской, Ульяновской, Магаданской, Волгоградской областях - более чем на 90% получателей социальных услуг.

В Амурской, Оренбургской, Кировской, Томской, Новосибирской, Тульской, Ярославской, Саратовской, Сахалинской областях указанные индивидуальные программы имеют более 50% получателей социальных услуг.

Наиболее медленно данная работа осуществляется в Красноярском крае, Хабаровском крае, Республике Бурятия, Республике Карелия, Республике Башкортостан, Республике Тыва, Республике Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Астраханской, Ленинградской, Орловской, Кировской, Калужской, Вологодской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Ростовской, Омской, Магаданской, Пензенской, Ивановской областях, городе Севастополь, в которых составлено менее 50 % индивидуальных программ предоставления социальных услуг.

Что касается определения категорий граждан, получающих социальные услуги бесплатно, анализ информации от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показал, что в большинстве регионов категории граждан, которые до 1 января 2015 года получали социальные услуги бесплатно, с 1 января 2015 года также продолжили получать социальное облуживание на бесплатной основе.

Кроме того, по данным регионов, в субъектах Российской Федерации установлены дополнительные категории граждан, которые с 1 января 2015 года могут получать социальные услуги на бесплатной основе.

Например, в 27 регионах (Приморском, Красноярском, Ставропольском, Алтайском, Хабаровском краях, Республике Коми, Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе, Республике Хакасия, Республике Тыва, Ямало-Ненецком автономном округе, Сахалинской, Амурской, Ленинградской, Тюменской, Оренбургской, Вологодской, Томской, Новосибирской, Свердловской, Новгородской, Костромской, Рязанской, Магаданской, Пензенской, Владимирской областях, г. Москва) право на получение социальных услуг бесплатно имеют право участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Бесплатное социальное облуживание также установлено:

-для инвалидов вследствие военной травмы (Приморский край, Хабаровский край, Владимирская, Тюменская, Свердловская области, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Москва);

-для вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак (Приморский край, Красноярский край, Алтайский край, Хабаровский край, Вологодская, Оренбургская, Томская, Новосибирская, Свердловская, Рязанская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Москва);

- для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (Республика Хакасия, Хабаровский край, Красноярский край, Свердловская, Рязанская, Тюменская области, Чукотский автономный округ);

- для одиноко проживающих лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее 6 месяцев, исключая периоды работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, одиноко проживающие супружеские пары, в которых один из супругов является тружеником тыла (Ямало-Ненецкий автономный округ);

- для Героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, инвалидов боевых действий (Республика Хакасия, Красноярский край, Новосибирская, Орловская области, Ямало-Ненецкий автономный округ);

- для некоторых других категорий граждан.

При этом в Приморском крае, Иркутской области, Республике Мордовия и ряде других субъектов Российской Федерации количество граждан, которые могут получать социальные услуги на бесплатной основе увеличилось, в том числе за счет расширения категорий, которые имеют право на получение бесплатного социального обслуживания.

Первые итоги реализации Федерального закона показывают, что в большинстве субъектов Российской Федерации сформированы реестры поставщиков социальных услуг. Кроме того, проводятся мероприятия по формированию регистров получателей социальных услуг. Несмотря на это, анализ сведений, представленных субъектами Российской Федерации, показал, что полная доступность информации по реестру поставщиков социальных услуг на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов до конца не обеспечена Брянской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Саратовской, Оренбургской, Астраханской областями, г. Санкт-Петербург, Республиками Калмыкия, Тыва, Ямало-Ненецкий автономным округом.

Сведения о реестре поставщиков представлены не в полном объеме на официальных сайтах следующих регионов: Костромской, Тамбовской, Волгоградской, Вологодской, Новгородской, Кировской, Пензенской, Ростовской, Ульяновской, Кемеровской, Амурской областей, г. Москва, Республик Алтай, Карелия, Хакасия, Саха (Якутия), Чеченской, Чувашской, Удмуртской Республик, Приморского, Хабаровского краев, Чукотского автономного округа.

До настоящего момента реестры поставщиков не сформированы в Курской, Самарской, Иркутской областях, Республике Крым, городе Севастополь, Забайкальском крае.

Отдельно следует отметить, что в целях реализации Федерального закона должны были быть сформированы и осуществляться мероприятия по проведению информационно-разъяснительной работы среди граждан, получателей социальных услуг, работников органов (организаций) сферы социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, и других заинтересованных органов и лиц. Соответствующее письмо с просьбой сформировать планы такой работы было направлено Минтрудом России 1 октября 2014 г. № 12-3/10/В-6235., где указывалось на необходимость включения в такие планы мероприятий разного рода и характера, например: проведение информационно-разъяснительных (семинары, совещания, «круглые столы» и т.п.) мероприятий, организация «горячей линии», изготовление тематической продукции (брошюр) и ее распространение, проведение интервью, презентаций, социальной рекламы, организация опросов, в том числе социологических, и т.п.

Однако первые итоги реализации Федерального закона, по оценкам, проведенным Общественным движением «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России», Центром ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» и рядом других организаций, свидетельствуют о недостаточности проведения такой работы.

К примеру, объектами исследования, проведенного Центром ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза», стали официальные порталы органов исполнительной власти 32 субъектов Российской Федерации с целью оценки наличия и полноты представленной информации, а также «горячие» телефонные линии по социальным вопросам указанных органов. Результаты исследования показали, что из 32 регионов на сайтах 2 регионов (Тюменской и Челябинской областей) отсутствует информация по реестру поставщиков социальных услуг, а порталы 15 регионов не содержат данные о номерах телефонов «горячей линии» по социальным вопросам (Пермский, Хабаровский, Приморский края, Карачаево-Черкесская Республика, Республики Татарстан, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Брянская, Калужская, Тюменская, Челябинская, Волгоградская, Ростовская, Астраханская области). Также в рамках мониторинга было проведено телефонное исследование «горячих» телефонных линий по социальным вопросам 83 субъектов Российской Федерации (кроме Республики Крым и города Севастополь). Результаты показывают, что только на сайтах 30 регионов имеется необходимая информация о телефонах «горячих» линий (Республики Башкортостан, Бурятия, Калмыкия, Дагестан, Хакасия, Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Краснодарского, Ставропольского, Алтайского краев, Владимирской, Иркутской, Ленинградской, Оренбургской, Томской, Вологодской, Калининградской, Липецкой, Пензенской, Амурской, Воронежской, Костромской, Новгородской, Рязанской, Архангельской, Ивановской, Курганской, Новосибирской, Свердловской областей, г. Москва). При этом 3 субъекта Российской Федерации (Саратовская, Ульяновская, Кемеровская области) разместили на своих сайтах единый социальный телефон. Фактически только в 5 регионах данная «горячая линия» работает в полном объеме (Республика Башкортостан, Алтайский край, Вологодская, Новосибирская и Оренбургская области). В остальных регионах по разным причинам отмечается некачественное предоставление данной услуги.

Вышеназванные данные мониторинга были представлены Центром ОНФ по независимому мониторингу исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов27 февраля 2015 г., на котором рассматривался вопрос о дальнейшем развитии системы социального обслуживания ветеранов, повышении его уровня, качества и эффективности в связи с принятием Федерального закона.

С учетом состоявшегося на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов обсуждения было рекомендовано Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России», Общероссийскому народному фронту продолжить мониторинг выполнения в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона и о результатах проведения такого мониторинга проинформировать Комиссию при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов до сентября 2015 года.

Минтруд России также продолжит осуществление мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона. С этой целью на официальном сайте Минтруда России размещена анкета получателя социальных услуг для оценки качества предоставления социального обслуживания. Анализ результатов анкетирования получателей социальных услуг субъектов Российской Федерации будет проводиться ежемесячно.

Кроме того, при осуществлении мониторинга реализации в субъектах Российской Федерации особое внимание будет обращено на:

- меры, направленные на обеспечение доступности социальных услуг для населения, в том числе на ликвидацию очереди в стационарные учреждения социального обслуживания;

- развитие современных форм социального обслуживания, в том числе системы предоставления гражданам пожилого возраста социально-медицинских и социально-бытовых услуг на дому;

- организацию поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания;

- совершенствование порядка оказания и оплаты медицинских услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания всех форм собственности;

- развитие альтернативных форм ухода за гражданами пожилого возраста;

- разработку и внедрение в практику механизмов общественного контроля деятельности организаций, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;

- составление индивидуальных программ социального обслуживания.

Учитывая изложенное, прошу:

а) принять действенные меры по расширению спектра проведения информационно-разъяснительной работы среди граждан, получателей социальных услуг, работников органов (организаций) сферы социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, и других заинтересованных органов и лиц по вопросам реализации положений Федерального закона. Обеспечить проведение оценки и мониторинга такой деятельности. О результатах ее проведения просим сообщать ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за кварталом.

б) актуализированные планы проведения информационно-разъяснительной работы просим разместить на официальных порталах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с сети «Интернет» не позднее 25 апреля 2015 года.

в) активизировать работу по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг и заключению договоров о предоставлении социальных услуг. О результатах завершения такой работы просим сообщить не позднее 10 апреля 2015 года.

г) сформировать в установленном законодательством порядке в полном объеме реестр поставщиков социальных услуг с указанием всех необходимых данных о поставщиках социальных услуг, а также регистр получателей социальных услуг, разместив информацию в соответствующих разделах на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и обеспечив доступность размещенных сведений. О завершении этой деятельности просим сообщить не позднее 10 апреля 2015 года.

д) проанализировать достаточность средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона. О результатах такого анализа просим представить информацию до 1 августа 2015 года.

е) дополнительно рассмотреть вопрос о возможности включения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно. О результатах рассмотрения просим представить информацию до 10 апреля 2015 года.

ж) проанализировать правоприменительную практику по социальному сопровождению получателей социальных услуг, предусмотренному Федеральным законом, и представить, при необходимости, предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере, в том числе в части организации межведомственного взаимодействия, до 15 декабря 2015 года.

О выполнении прошу проинформировать Минтруд России в установленном порядке, а также направить информацию по адресу электронной почты galileyskayauv@rosmintrud.ru .

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации
М.А. Топилин
Карта сайта