Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Письмо Минтруда России №12-6/10/В-6220 от 31 августа 2015 г.

Письмо Минтруда России №12-6/10/В-6220 от 31 августа 2015 г.

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проведен анализ ситуации в области рождаемости и мерах, принимаемых субъектами Российской Федерации по сохранению позитивной динамики.

До 2015 года удавалось сохранять позитивную динамику рождаемости. В 2014 году родилось 1942,7 тыс. детей (без учета Крымского федерального округа 1913,5 тыс. человек), что на 2,5% больше, чем в 2013 году (в 2013 году 1895,8 тыс. человек). Общий коэффициент рождаемости вырос на 0,8% и составил 13,3 на 1000 человек населения (в 2013 году – 13,2).

Рост рождаемости отмечался на фоне сокращения, начиная с 2010 года, численности женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет), на долю которых приходится около 60% всех рождений. По сравнению с 2010 годом численность женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет) сократилась на 1,5 млн. человек или на 12,4%, в том числе в 2014 году - на 459 тыс. человек или на 4,1%. В 2013-2014 годы сокращение численности данной категории женщин отмечено во всех субъектах Российской Федерации (за исключением Республики Ингушетия), при этом в 53 регионах этот показатель превышает среднероссийский.

По итогам шести месяцев 2015 года в целом по Российской Федерации уровень рождаемости сохраняется практически на уровне прошлого года. В январе-июне 2015 года родилось 926,8 тыс. детей, или на 5,7 тыс. детей (0,6%) меньше, чем январе-июне 2014 года.

Рост абсолютного числа родившихся отмечен в 34 субъектах Российской Федерации (в январе-июне 2014 года в 59 субъектах Российской Федерации).

Снижение абсолютного числа родившихся отмечено в 51 субъекте Российской Федерации (в январе-июне 2014 года – в 26 субъектах Российской Федерации).

В июне 2015 года число родившихся детей по сравнению с июнем 2014 года увеличилось на 11 тыс. человек или 7,1% и составило 165,8 тыс. человек. Рост абсолютного числа родившихся отмечен в 71 субъекте Российской Федерации (в июне 2014 года – в 57 субъектах Российской Федерации).

По предварительным данным Росстата по 30 субъектам Российской Федерации в июле 2015 года родилось на 3% детей меньше, чем в июле 2014 года; за 7 месяцев 2015 года снижение составляет 0,6% по сравнению с январем-июлем 2014 года.

В январе-июне 2015 года абсолютное число рождений выросло: в республиках Адыгея, Крым, Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Воронежской Калининградской, Калужской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Мурманской, Hижегородской, Новгородской, Ростовской, Рязанской, Самарской Саратовской, Тамбовской, Тульской, Тюменской, Ярославской областях, Еврейской автономной области, Hенецком и Чукотском автономных округах, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Севастополе.

Рост более 3% составил в следующих субъектах Российской Федерации:

Субъекты Российской Федерации

Январь-июнь

2015 г.

Январь-июнь

2014 г.

Изменение, чел.

2015 г. к 2014 г.,

%

г. Севастополь

2459

2236

223

110,0

Калужская область

6216

5746

470

108,2

Hенецкий автономный округ

352

328

24

107,3

Новгородская область

3547

3305

242

107,3

Тульская область

7631

7203

428

105,9

Московская область

44699

42413

2286

105,4

г.Санкт-Петербург

33061

31816

1245

103,9

Брянская область

6771

6522

249

103,8

Республика Адыгея

2613

2523

90

103,6

Хабаровский край

9150

8848

302

103,4

Число родившихся сократилось в: республиках Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская, Алтайском, Забайкальском, Камчатском, Красноярском, Пермском, Приморском краях, Амурской, Архангельской, Астраханской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Курганской, Магаданской, Новосибирской, Оренбургской, Омской, Орловской, Пензенской, Псковской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Томской, Тверской, Ульяновской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Hенецком автономным округах).

Сокращение числа родившихся более 6% отмечено в следующих регионах России:

Субъекты Российской Федерации

Январь-июнь

2015 г.

Январь-июнь

2014 г.

Изменение,

чел.

2015 г. к 2014 г.,

%

Республика Алтай

1972

2262

-290

87,2

Карачаево-Черкесская Республика

2794

3152

-358

88,6

Республика Ингушетия

4098

4586

-488

89,4

Республика Северная Осетия- Алания

4813

5263

-450

91,4

Кемеровская область

16494

17789

-1295

92,7

Алтайский край

14531

15597

-1066

93,2

Республика Калмыкия

1770

1889

-119

93,7

Анализ динамики рождаемости и изменения половозрастной структуры населения в субъектах Российской Федерации свидетельствует, что принятие на региональном уровне мер по повышению рождаемости (введение регионального материнского капитала, ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка, бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и др.) позволили компенсировать негативное влияние ухудшения половозрастной структуры населения и содействовали сохранению положительных демографических тенденций.

Рядом регионов принимаются и иные меры, направленные на повышение рождаемости, что позволяет им обеспечивать рост рождаемости при значительном сокращении женщин активного репродуктивного возраста.

Например, в Тульской области при снижении за последние 2 года числа женщин активного репродуктивного возраста почти на 10%, растет число родившихся, в том числе за 6 месяцев 2015 г. – на 5,9%. В области с 1 июля 2014 года установлена ежемесячная денежная выплата в размере 4 тыс. рублей на второго ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет. Выплата предоставляется семьям со среднедушевым доходом, не превышающем величину прожиточного минимума. Родителям-студентам очной формы обучения такая выплата предоставляется в размере 6,5 тыс. рублей независимо от очередности рождения ребенка с даты рождения ребенка и до достижения им 3-х лет.

В Новгородской области при снижении числа женщин активного репродуктивного возраста почти на 11%, число родившихся за 6 месяцев 2015 г. увеличилось на 7,3%.В области при направлении средств регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий размер материнского капитала удваивается с 100 тыс. рублей до 200 тыс. рублей. Данная норма была введена на 2012-2014 годы и продлена до 2018 года.

В Калужской области при снижении числа женщин активного репродуктивного возраста более чем на 8%, число родившихся за 6 месяцев 2015 г. выросло на 8,2%. В области с 2011 года выплачивается ежемесячное пособие на второго ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет в размере 4 тыс. рублей. Пособие предоставляется семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума.

В Хабаровском крае при снижении числа женщин активного репродуктивного возраста на 7,7%, число родившихся за 6 месяцев 2015 г. увеличилось – на 3,4%. В регионе с 2012 года при рождении (усыновлении, удочерении) третьего ребенка или последующих детей гражданам за счет краевого бюджета предоставляется социальная выплата на погашение остатка основного долга по жилищному (ипотечному) кредиту, оформленному на строительство (приобретение) жилого помещения в размере до 1 млн. рублей.

Вместе с тем, действие ранее принятых региональных мер снижается, меры нуждаются в усилении и корректировке.

В настоящее время субъектами Российской Федерации разработаны региональные планы по повышению рождаемости на 2015-2018 годы.

Большинство субъектов Российской Федерации при доработке планов по повышению рождаемости руководствовались примерным планом мероприятий субъекта Российской Федерации по повышению рождаемости на 2015-2018 годы (далее - Примерный план), методическими рекомендациями по доработке, электронными таблицами расчета плановых показателей рождаемости, сформированными для каждого региона, рекомендациями по оценке потенциальной результативности мер демографической политики в отношении рождаемости, размещенными на официальном сайте Минтруда России в разделе «Демография».

Примерным планом рекомендован комплексной подход, предусматривающий включение мероприятий по улучшению репродуктивного здоровья населения, повышению доступности и качества вспомогательных репродуктивных технологий, профилактике и снижению числа абортов; усилению мер поддержки молодой семьи, в том числе студенческой семьи, в связи с рождением ребенка и семей при рождении второго ребенка; созданию условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей; повышению информированности населения о мерах поддержки семей с детьми.

Регионам было предложено проанализировать реализуемые меры по повышению рождаемости с точки зрения их демографической результативности и рассмотреть возможность принятия дополнительных мер как медицинского, так и социально-экономического характера, которые позволят смягчить негативные последствия сокращения численности женщин активного репродуктивного возраста.

В предыдущие годы акцент делался на поддержку семьи при рождении третьего ребенка, что способствовало увеличению третьих и последующих рождений. Учитывая, что в настоящее время отмечена тенденция сокращения числа первых, а в ряде регионов и вторых рождений, рекомендовано предусмотреть также мероприятия, направленные на противодействие откладывания рождения ребенка в молодых семьях и дополнительную поддержку семьи при рождении второго ребенка.

Минтрудом России проведен анализ всех представленных региональных планов по повышению рождаемости на 2015-2018 годы.

Анализ планов субъектов Российской Федерации показал, что в ряде регионов в настоящее время приняты и реализуются дополнительные меры, направленные на повышение рождаемости. В их числе:

  • увеличение размера, продление срока действия и расширение направлений использования регионального материнского капитала (Брянская, Новгородская области);
  • предоставление ежемесячной денежной выплаты на второго ребенка от 1,5 до 3 лет (Республика Мордовия, Калужская, Курская, Липецкая, Саратовская, Тульская области);
  • предоставление единовременных или ежемесячных пособий при рождении первого ребенка, в том числе у женщины в возрасте до 23 - 25 лет (Камчатский край, Владимирская, Магаданская, Сахалинская, Тамбовская области);
  • поддержка студенческой семьи в связи с рождением и воспитанием детей в виде единовременных или ежемесячных пособий (Республика Мордовия, Кемеровская, Липецкая, Самарская, Тамбовская, Тульская области).

В отдельных субъектах Российской Федерации прорабатывается возможность введения дополнительных мер материальной поддержки семей в связи с рождением детей:

  • расширение направлений использования и продление срока действия регионального материнского (семейного) капитала, предоставление единовременной выплаты из средств материнского (семейного) капитала (Чувашская Республика, Пермский край, Ростовская область);
  • введение для семей с доходами не выше среднедушевого дохода по региону ежемесячной денежной выплаты на второго ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет в размере половины величины прожиточного минимума для детей (Республика Мордовия, Воронежская, Мурманская области);
  • материальная поддержка молодых и студенческих семей при рождении ребенка у женщины в возрасте до 25 лет (Республика Мордовия, Архангельская, Волгоградская, Калининградская, Псковская, Ростовская, Самарская, Тверская области).

Отсутствие новых действенных мер вызывает сомнение в достижении целевых показателей рождаемости.

Не всеми субъектами предусмотрены мероприятия по поддержке молодых и студенческих семей с детьми, поддержке семьи при рождении детей в зависимости от очередности рождений, созданию условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, содействию занятости родителей, имеющих малолетних детей, организационным мероприятиям. Новых, нестандартных, прежде всего немонетарных, мер мало.

Планы перегружены мероприятиями по социальной защите отдельных категорий семей, не имеющими демографической эффективности и не влияющими на повышение рождаемости.

Планами 30 субъектов Российской Федерации (Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Дагестан, Карачаево-Черкесская, Карелия, Марий Эл, Татарстан, Алтайский, Забайкальский, Красноярский, Пермский, Приморский края, Амурская, Кемеровская, Кировская, Нижегородская, Новосибирская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Сахалинская, Тамбовская, Тверская, Томская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) предусмотрено снижение суммарного коэффициента рождаемости после 2016 г.

Значимой мерой, направленной на повышение рождаемости, является введение в 69 субъектах Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка в размере регионального прожиточного минимума ребенка до достижения им возраста 3 лет. Тем самым решается задача предотвращения резкого снижения уровня жизни многодетных семей при нахождении одного из родителей в отпуске по уходу за ребенком.

За 2 года реализации данной меры в 53 регионах, получающих финансовую поддержку из центра, число третьих и последующих рождений увеличилось на 20,6%, а суммарный коэффициент рождаемости на 3,8%. В остальных регионах число третьих и последующих рождений выросло только на 11,7%, а суммарный коэффициент рождаемости – на 1,4%.

Принципиально важным условием для предоставления семье права на указанную выплату является установление в качестве критерия назначения выплаты (критерия нуждаемости) размера среднедушевого дохода семьи, не превышающего среднедушевого денежного дохода в регионе.

В 45 субъектах Российской Федерации в качестве критерия нуждаемости установлен среднедушевой денежный доход в регионе, еще в 4-х субъектах в размере, близком к среднедушевому денежному доходу в регионе. В январе-июне 2015 года в 27 из них отмечается рост абсолютного числа родившихся.

В 19 субъектах Российской Федерации критерием нуждаемости определен региональный прожиточный минимум, что сужает потенциальное число семей, которые могли бы воспользоваться данной мерой поддержки и родить третьего или последующего ребенка и снижает демографическую результативность данной меры. За шесть месяцев 2015 года в 16-ти из них отмечается сокращение числа родившихся, в том числе в 7 регионах более, чем на 3% (Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Хакасия, Алтайский край, Кемеровская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра).

Указанным регионам рекомендуется расширить категорию получателей ежемесячного пособия на третьего ребенка, установив в качестве критерия получения права на указанное пособие среднедушевой доход семьи не выше среднего дохода по региону.

В ряде субъектов Российской Федерации действие материнского (семейного) капитала, финансируемого за счет бюджета субъекта, заканчивается 31 декабря 2016 года и его продление не планируется (Республика Коми, Республика Калмыкия, Забайкальский край, Красноярский край, Архангельская область, Кировская, Свердловская область, г.Санкт-Петербург, Еврейская автономная область). Указанным субъектам Российской Федерации предлагается рассмотреть возможность продления данной меры. Это позволит задействовать ресурс вторых и последующих рождений у женщин 30-44 лет, число которых будет расти до 2021 года в общей сложности чуть более 1 млн. чел. (до 300 тыс. человек ежегодно с последующим снижением).

Стимулирующими рождаемость являются меры по удовлетворению потребности в услугах присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а также обеспечения доступности жилья, в первую очередь для молодых семей с детьми.

К 2016 году потребность в детских садах для детей от 3 до 7 лет должна быть удовлетворена в полном объеме. Актуальным становится вопрос обеспечения потребности населения в услугах по присмотру и уходу за детьми в возрасте до 3-х лет. В этой связи регионам предлагается наряду с развитием государственных и муниципальных организаций, предусмотреть новые инструменты решения этой задачи. Например, сформировать реестр лиц, предоставляющих указанные услуги (реестр нянь).

Предлагается проработать дополнительные меры по софинансированию стоимости аренды жилого помещения для молодых семей, имеющих не менее одного ребенка.

Письма с конкретными замечаниями по доработке планов в индивидуальном порядке направлены Минтрудом России в 50 субъектов Российской Федерации. Из них доработанные планы по замечаниям Министерства повторно представили 21 субъект Российской Федерации (Республика Карелия, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Калининградская, Калужская, Костромская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Тульская, Тюменская, Ярославская, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Москва).

По планам остальных 35 субъектов Российской Федерации (Республики Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Тыва, Хакасия, Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Кировская, Магаданская, Мурманская, Омская, Оренбургская, Ростовская, Свердловская, Томская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, г. Севастополь) и доработанных по замечаниям Министерства планов 21 региона, имеются следующие основные замечания:

1. План не соответствует форме и положениям Примерного плана и методических рекомендаций (Республики Адыгея, Карелия, Саха (Якутия), Камчатский край, Иркутская, Магаданская, Омская, Томская области, г. Москва).

2. В отдельные годы планового периода предусмотрено снижение суммарного коэффициента рождаемости (Республики Адыгея, Карелия, Дагестан, Забайкальский, Красноярский, Приморский края, Амурская, Волгоградская, Калининградская, Кировская, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Ростовская, Томская, Челябинская, Ярославская, Ханты-Мансийский автономный округ).

3. Планом предусмотрен недостаточно напряженный целевой показатель рождаемости - суммарный коэффициент рождаемости (Камчатский, Красноярский края, Калининградская, Магаданская области).

4. Критерии оценки ожидаемой результативности мероприятий Плана необходимо привести в соответствие с положениями Примерного плана (столбец «Ожидаемые результаты) (Республики Бурятия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Крым, Саха (Якутия), Хакасия, Камчатский, Красноярский край, Белгородская, Иркутская, Костромская, Магаданская, Омская, Свердловская, Томская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Москва, г. Севастополь).

5. По разделу I «Улучшение репродуктивного здоровья населения, применение вспомогательных репродуктивных технологий»:

  • включены не все мероприятия, предусмотренные Примерным планом, рекомендуется дополнительно проработать возможность их включения в данный раздел (Республики Бурятия, Карелия, Крым, Саха (Якутия), Кировская, Мурманская, Ростовская области).
  • отсутствует оценка эффективности отдельных мероприятий с точки зрения числа дополнительных рождений, что не позволяет оценить демографическую результативность мероприятий (Республики Крым, Саха (Якутия), Камчатский, Красноярский края, Белгородская, Иркутская, Омская области).
  • планируется низкая результативность мероприятий:

«Увеличение объемов высокотехнологической помощи с применением вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО) за счет средств обязательного медицинского страхования» (Приморский, Хабаровский края, Калининградская, Ярославская области, г. Севастополь);

«Реализация мероприятий по профилактике невынашиваемости беременности» (Камчатский край, Ярославская область).

6. По разделу II «Профилактика и снижение числа абортов»:

  • включены не все мероприятия, предусмотренные Примерным планом, рекомендуется дополнительно проработать возможность их включения в данный раздел (Республики Адыгея, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карелия, Саха (Якутия), Белгородская, Мурманская области, г. Москва);
  • отсутствует оценка эффективности отдельных мероприятий с точки зрения числа дополнительных рождений, что не позволяет оценить демографическую результативность мероприятий (Республика Карелия, Саха (Якутия), Красноярский край, Белгородская, Иркутская область);
  • не указано планируемое снижение числа абортов по годам (Республика Бурятия, Карелия, Иркутская область, Мурманская область – запланирован рост);
  • планируется низкая результативность от реализации мероприятий:

«Организация доабортного консультирования специалистами-психологами» (Республики Крым, Тыва, Забайкальский, Камчатский, Хабаровский края, Брянская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Томская, Челябинская, Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ);

«Включение в оценку эффективности работы врачей женской консультации показателя «Число отказов женщин от прерывания беременности после проведенного консультирования» (Амурская, Иркутская, Омская, Оренбургская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ);

«Обучение психологов и врачей акушеров-гинекологов для работы с беременными женщинами по профилактике абортов и отказов от новорожденных» (Республика Калмыкия, Забайкальский, Хабаровский края, Иркутская, Калининградская, Кировская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Томская, Челябинская области, г. Севастополь).

7. По разделу III «Поддержка молодых и студенческих семей с детьми»:

  • раздел отсутствует, следует предусмотреть данный раздел в соответствии с Примерным планом (Республики Адыгея, Дагестан, Тыва, Камчатский, Красноярский края, Иркутская область, Чукотский автономный округ, г. Севастополь);
  • включены не все мероприятия, предусмотренные Примерным планом, рекомендуется дополнительно проработать возможность их включения в данный раздел (Республики Бурятия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Крым, Саха (Якутия), Хакасия, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Белгородская, Воронежская, Кировская, Мурманская, Новгородская, Омская, Томская, Тюменская, Челябинская области, г. Москва);
  • отсутствует оценка эффективности отдельных мероприятий с точки зрения числа дополнительных рождений, что не позволяет оценить демографическую результативность мероприятий (Республики Карачаево-Черкесская, Карелия, Тыва, Саха (Якутия), Амурская, Волгоградская, Мурманская, Новгородская, Омская области, Ярославская, Ханты-Мансийский автономный округ);

8. По разделу IV «Поддержка семьи в зависимости от очередности рождений»:

  • раздел отсутствует, следует предусмотреть данный раздел в соответствии с Примерным планом (Ханты-Мансийский автономный округ, Белгородская область);
  • включены не все мероприятия, предусмотренные Примерным планом, рекомендуется дополнительно проработать возможность их включения в данный раздел (Республики Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Мурманская область);
  • отсутствует оценка эффективности отдельных мероприятий с точки зрения числа дополнительных рождений, что не позволяет оценить демографическую результативность мероприятий (Республики Карачаево-Черкесская, Карелия, Хакасия, Камчатский край, Иркутская, Омская области, г. Москва);
  • не планируется продление после 31 декабря 2016 года регионального материнского (семейного) капитала, что может негативно отразиться на репродуктивном поведении населения в связи с высокой демографической эффективностью меры (Республика Саха (Якутия), Забайкальский, Красноярский, Приморский края, Кировская, Свердловская области).

9. По разделу V «Создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей. Содействие занятости родителей, имеющих малолетних детей»:

  • включены не все мероприятия, предусмотренные Примерным планом, рекомендуется дополнительно проработать возможность их включения в данный раздел (Республики Адыгея, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Крым, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Камчатский, Красноярский края, Белгородская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Саратовская, Свердловская, Омская, Тульская области, г. Москва, г. Севастополь);
  • отсутствует оценка эффективности отдельных мероприятий с точки зрения числа дополнительных рождений, что не позволяет оценить демографическую результативность мероприятий (Республики Карачаево-Черкесская, Карелия, Саха (Якутия), Омская область);
  • планируется низкая результативность мероприятия «Расширение использования гибких форм занятости для родителей, имеющих малолетних детей» (Республики Карачаево-Черкесская, Калмыкия, Тыва, Забайкальский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Волгоградская, Новгородская, Оренбургская, Свердловская, Томская, Тюменская, Челябинская, Ярославская области, г. Москва, г. Севастополь);

10. По разделу VI «Создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей. Обеспечение услугами присмотра и ухода за детьми, в том числе в возрасте до 3-х лет»:

  • раздел отсутствует, следует предусмотреть данный раздел в соответствии с Примерным планом (Республика Тыва, Оренбургская область, г. Севастополь);
  • включены не все мероприятия, предусмотренные Примерным планом, рекомендуется дополнительно проработать возможность их включения в данный раздел (Республики Адыгея, Калмыкия, Карелия, Саха (Якутия), Камчатский, Красноярский края, Иркутская, Мурманская области);
  • отсутствует оценка эффективности отдельных мероприятий с точки зрения числа дополнительных рождений, что не позволяет оценить демографическую результативность мероприятий (Республики Карелия, Саха (Якутия), Камчатский край, Иркутская область, г. Москва);
  • планируется низкая обеспеченность потребности в услугах по уходу и присмотру за детьми в возрасте до 3-х лет (Республики Адыгея, Бурятия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Крым, Саха (Якутия), Северная Осетия-Алания, Хакасия, Забайкальский, Камчатский, Приморский края, Амурская, Кировская, Курганская, Магаданская, Мурманская, Омская, Ростовская, Томская области, Ханты-Мансийский автономный округ).

11. По разделу VII «Содействие в улучшении жилищных условий»:

  • включены не все мероприятия, предусмотренные Примерным планом, рекомендуется дополнительно проработать возможность их включения в данный раздел (Республики Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Красноярский край, Мурманская, Омская области, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Москва);
  • отсутствует оценка эффективности отдельных мероприятий с точки зрения числа дополнительных рождений, что не позволяет оценить демографическую результативность мероприятий (Республики Карелия, Саха (Якутия), Тыва, Камчатский край, Иркутская, Кировская, Магаданская, Новгородская, Омская, Томская области, Ханты-Мансийский автономный округ);
  • отдельные мероприятия имеют низкую демографическую результативность (Республики Адыгея, Бурятия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Тыва, Забайкальский, Приморский края, Амурская, Волгоградская, Брянская, Иркутская, Калининградская, Курганская, Мурманская, Томская, Ярославская области, Чукотский автономный округ).

12. По разделу VIII «Повышение информированности населения о мерах поддержки семей с детьми».

  • включены не все мероприятия, предусмотренные Примерным планом, рекомендуется дополнительно проработать возможность их включения в данный раздел (Республика Адыгея, Саха (Якутия), Красноярский край, Магаданская, Новгородская, Омская области);
  • отсутствует оценка эффективности раздела с точки зрения числа дополнительных рождений, что не позволяет оценить демографическую результативность мероприятий (Республики Адыгея, Карелия, Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский края, Амурская, Волгоградская, Иркутская, Калининградская, Кировская, Магаданская, Томская области, г. Москва).

13. По разделу IX «Организационные мероприятия»:

  • раздел отсутствует, следует предусмотреть данный раздел в соответствии с Примерным планом (Республики Адыгея, Крым, Северная Осетия-Алания, Тыва, Хакасия, Камчатский, Красноярский края, Иркутская, Костромская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Свердловская, Томская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, г. Москва);
  • не указано по каким вопросам или направлениям демографического развития осуществляется межведомственное взаимодействие, какие регламенты или соглашения о взаимодействии органов исполнительной власти по вопросам повышения рождаемости будут разработаны (Республики Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Крым, Саха (Якутия), Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Волгоградская, Белгородская, Иркутская, Магаданская, Мурманская, Новгородская, Омская, Ростовская, Томская области, г. Севастополь).

14. План содержит мероприятия, не имеющие демографической направленности и не влияющие на повышение рождаемости, а являющиеся мерами социальной защиты многодетных семей, и включение их в План не целесообразно (Республики Адыгея, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карелия, Северная Осетия-Алания, Калмыкия, Красноярский край, Амурская, Иркутская, Курганская, Мурманская, Новгородская, Омская, Оренбургская, Ростовская области, г. Москва).

В целях выполнения пункта 3 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 10 июня 2015 года № ДМ-П12-51пр рекомендуется:

  • субъектам Российской Федерации, которые не планируют продлевать действие регионального материнского (семейного) капитала, рассмотреть возможность его продления и сообщить о принятом решении в Минтруд России (Республика Коми, Республика Калмыкия, Забайкальский край, Красноярский край, Архангельская область, Кировская, Свердловская область, г.Санкт-Петербург, Еврейская автономная область);
  • субъектам Российской Федерации, в которых установлена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка до достижения им возраста 3 лет, условием предоставления которой является величина прожиточного минимума, установленная в регионе, пересмотреть данный критерий в сторону среднедушевого дохода семьи, не превышающего среднедушевой доход в регионе (Республики Башкортостан, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Хакасия, Алтайский, Забайкальский края, Амурская, Волгоградская, Иркутская, Кемеровская, Московская, Новосибирская, Свердловская, Томская, Челябинская области, Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа). О принятом решении сообщить в Минтруд России;
  • субъектам Российской Федерации, в которых отмечается снижение уровня рождаемости, проработать дополнительные мероприятия в целях противодействия данной тенденции и о принятом решении сообщить в Минтруд России.

Срок: до 1 октября 2015 года.

Доработанные Планы представить в Минтруд России до 15 сентября 2015 года.

Приложение: на 31 л.

М.А. Топилин
Проект плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года(.doc, 307 Кб)
doc 314,37 КБ
Информация о показателях естественного движения населения в январе-июне 2015 года(.doc, 227 Кб)
doc 232,96 КБ
Примерный план мероприятий субъекта Российской Федерации по повышению рождаемости на период 2015-2018 годы(.doc, 209 Кб)
doc 214,02 КБ
Методические рекомендации по доработке Плана мероприятий по повышению рождаемости субъекта Российской Федерации на 2015 – 2018 годы(.doc, 63 Кб)
doc 65,02 КБ
Рекомендации по оценке потенциальной результативности мер демографической политики в отношении рождаемости(.doc, 55 Кб)
doc 56,32 КБ
Карта сайта