Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Мониторинг от 26 февраля 2016 г.

Мониторинг реализации в субъектах Российской Федерации положений Федерального закона от 28 декабря 2014 г. № 442-ФЗ «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации»

В Российской Федерации по данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста увеличится с 2016 года по 2025 год с 24,6 процента до 27 процентов и составит 39,9 млн. человек.

В связи с этим вопросы социального обслуживания граждан занимают одно из важных мест в системе социальной защиты.

На начало 2015 года услугами в сфере социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания пользовалось более 269 тыс. человек (в Российской Федерации насчитывается порядка 1,4 тыс. стационарных организаций социального обслуживания), в полустационарной форме социального обслуживания более 2,2 млн. человек., в форме социального обслуживания и на дому более 1,2 млн. человек.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Данный Федеральный закон направлен на создание качественно новой системы социального обслуживания граждан, включающей доступность социальных услуг для всех граждан пожилого возраста и инвалидов, развитие всех форм предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам социальных услуг с целью поддержания способности указанных лиц к самообслуживанию и (или) обеспечению основных жизненных потребностей, развитие малого и среднего предпринимательства в сфере оказания социальных услуг.

В связи с этим Федеральным законом установлены:

  • перечень полномочий федеральных органов государственной власти (которые включают: установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания, утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг).
  • перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в число которых входят: правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Законом, определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, на составление индивидуальной программы, на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания).

Кроме того, Федеральным законом определены новые подходы, основанные на усилении адресности в предоставлении социальных услуг и индивидуальной нуждаемости граждан в конкретных социальных услугах.

Федеральным законом также установлено обязательное для исполнения всеми субъектами Российской Федерации условие бесплатного предоставления социального обслуживания для всех несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов (во всех формах социального обслуживания).

Наряду с этим, Федеральным законом повышен до полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения, порог бесплатного предоставления социальных услуг гражданам в полустационарной форме социального обслуживания и на дому.

При этом, учитывая, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социального обслуживания граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, данным органам предоставлено право устанавливать своими нормативными правовыми актами иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Наряду с этим, указанным Федеральным законом установлен единый подход к оплате социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому. Так, в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать пятьдесят процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, установленной в каждом регионе.

Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

При этом, указанным Федеральным законом установлен общий для всех форм социального обслуживания подход к определению размера стоимости предоставляемых социальных услуг на основе тарифа. Данный подход обеспечивает реализацию конституционного права граждан на получение социальных услуг вне зависимости от места проживания.

В Федеральном законе также имеется «сохранная норма», которая обеспечивает для граждан, получающих социальные услуги, возможность получать их на тех же условиях, что и до вступления в силу указанного Федерального закона.

В целях реализации Федерального закона в 2014 году на федеральном уровне принято 5 постановлений Правительства Российской Федерации, 22 приказа Минтруда России, 1 приказ Минздрава России.

Минтрудом России на постоянной основе осуществляется мониторинг реализации Федерального закона. В целях проведения мониторинга Минтрудом России в адрес руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации были направлены запросы по различным направлениям реализации Федерального закона:

  • от 16 января 2015 года № 12-3/10/В-179 (о представлении информации по вопросам применения Федерального закона);
  • от 19 февраля 2015 года № 12-5/10/В-1146 (о представлении информации по результатам анкетирования получателей социальных услуг в стационарной, полустационарной формах социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому);
  • от 16 марта 2015 года № 12-3/10/В-1700 (о представлении информации о проводимой информационно-разъяснительной работе среди граждан, получателей социальных услуг, работников органов (организаций) сферы социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, и других заинтересованных органов и лиц по вопросам реализации положений Федерального закона; о проведении работы по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг, заключению договоров о предоставлении социальных услуг, формировании реестра поставщиков социальных услуг, а также регистра получателей социальных услуг; о дополнительном рассмотрении вопроса о возможности включения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно; о складывающейся правоприменительной практики по социальному сопровождению получателей социальных услуг, предусмотренному Федеральным законом);
  • от 1 апреля 2015 года № 12-3/10/В-2216 (о представлении информации о завершении работы по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг и заключению договоров о предоставлении социальных услуг, формировании в установленном законодательством порядке реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг, а также размещению информации в соответствующих разделах на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о результатах рассмотрения вопроса о возможности включения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно);
  • от 14 апреля 2015 года № 12-3/10/В-2566 (о представлении информации о результатах проведения информационно-разъяснительной работы среди граждан, получателей социальных услуг, работников органов (организаций) сферы социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, и других заинтересованных органов и лиц по вопросам реализации положений Федерального закона);
  • от 6 мая 2015 года № 12-3/10/В-3173 (о представлении информации о завершении работы по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг и по заключению договоров о предоставлении социальных услуг; о решении вопроса включения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно, о проведении информационно-разъяснительной работы среди граждан, получателей социальных услуг, работников органов (организаций) сферы социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, и других заинтересованных органов и лиц по вопросам реализации положений Федерального закона; о размещении реестра поставщиков социальных услуг в субъекте Российской Федерации на официальном сайте уполномоченного органа субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»; о соответствия внесенных в реестры поставщиков сведений, тем сведениям, которые должны быть указаны в реестрах поставщиков социальных услуг в соответствии со статьей 25 Федерального закона; о мониторинге обеспечения выявления нуждаемости участников и инвалидов Великой отечественной войны, в первую очередь проживающих в сельской местности и отдаленных местностях, в социальных услугах);
  • от 25 мая 2015 года № 12-5/10/В-3650 (о представлении информации о ежеквартальном предоставлении информации с анализом сведений, содержащихся в анкетах по удовлетворенности граждан предоставляемыми социальными услугами);
  • от 6 июля 2015 года № 12-3/10/В-4756 (о представлении информации о ходе реализации Федерального закона);
  • от 3 июля 2015 года № 12-3/10/П-3925 (о представлении информации об успешном опыте работы субъектов РФ в сфере социальной поддержки граждан пожилого возраста);
  • от 5 августа 2015 года № 12-3/10/В-5627 (о представлении информации о завершение работы по составлению индивидуальных программ предоставления социальных услуг и по заключению договоров о предоставлении социальных услуг с получателями социальных услуг отдельными регионами; о проведении информационно-разъяснительной работы среди граждан, получателей социальных услуг, работников органов (организаций) сферы социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере, и других заинтересованных органов и лиц по вопросам реализации положений Федерального закона; об обеспечении доступности сведений о поставщиках социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг; об обеспечения выявления нуждаемости участников и инвалидов Великой отечественной войны, в первую очередь проживающих в сельской местности и отдаленных местностях, в социальных услугах);
  • от 13 ноября 2015 года № 12-3/10/П-7078 (о представлении информации о реализации Федерального закона);
  • от 21 декабря 2015 года № 12-3/10/П-7935 (о представлении информации об имеющейся практике по социальному сопровождению лиц пожилого возраста);
  • от 14 января 2016 года № 12-3/10/П-59 (о представлении информации об успешном опыте работы субъектов РФ в сфере социальной поддержки граждан пожилого возраста);
  • от 3 февраля 2016 года № 12-3/10/В-663 (о представлении сведений об объемах бюджетных ассигнований, необходимых для предоставления бесплатного социального обслуживания инвалидам, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны, а также приравненным к ним категориям граждан);
  • 8 февраля 2016 года № 12-3/10/П-590 (о представлении сведений о социальном обслуживании инвалидов, участников и ветеранов Великой Отечественной войны);
  • 9 февраля 2016 года № 12-3/10/B-802 (о представлении информации о применении механизма нормативно-подушевого финансирования в сфере социального обслуживания).

Анализ представляемой субъектами Российской Федерации информации показал, что в регионах:

  • принято 1 818 законодательных и нормативных правовых актов, направленных на реализацию Федерального закона;
  • определен уполномоченный орган субъекта Российской Федерации на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы;
  • сформированы и размещены на официальных сайтах субъектов Российской Федерации в сети Интернет реестры поставщиков социальных услуг;
  • установлен размер средней величины среднедушевого дохода для предоставления гражданам социальных услуг бесплатно.

Одновременно с этим, в субъектах Российской Федерации составлены индивидуальные программы предоставления социальных услуг на всех получателей социальных услуг, находящихся на социальном обслуживании (составление указанных программ на граждан вновь обратившихся за получением социального обслуживания осуществляется в обычном режиме в сроки, установленные законодательством). Указанными индивидуальными программами каждому получателю социальных услуг определены: форма социального обслуживания, виды социальных услуг с указанием их наименования, объема, периодичности, срока предоставления, условий предоставления социальных услуг, перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг, с указанием мероприятий по социальному сопровождению.

На официальном сайте Минтруда России в сети Интернет создан специальный раздел, посвященный реализации Федерального закона.

В данном разделе для удобства граждан размещены информационные материалы:

  • о реестре поставщиков социальных услуг с указанием ссылок на официальные сайты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
  • информация о принятых на федеральном уровне нормативных правовых актах с текстами данных документов;
  • информационно-аналитический материал, подготовленный в целях реализации положений Федерального закона, содержащий, в том числе информационные письма Минтруда России в субъекты Российской Федерации о региональной практике реализации Федерального закона, разъяснения Минтруда России по вопросам, поступившим из субъектов Российской Федерации по реализации Федерального закона, описание успешного опыта работы в сфере социальной поддержки граждан пожилого возраста, включая описание успешного опыта отдельных субъектов Российской Федерации);
  • информация о размещении на сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения нормативных правовых актов с указанием ссылок на данные сайты.

Вместе с тем, в целях выявления мнения получателей социальных услуг, в том числе о доступности информации о Федеральном законе, на официальном сайте Минтруда России размещена «анкета получателя социальных услуг», которую может заполнить любой желающий.

Информация о размещении указанной анкеты на официальном сайте Минтруда России и возможности проведения анкетирования получателей социальных услуг направлена в субъекты Российской Федерации (правительственная телеграмма от 19 февраля 2015 года № 12-5/10/В-1146).

Проведение такой работы позволяет проанализировать опыт субъектов Российской Федерации по работе в рамках нового законодательства, в первую очередь в целях недопущения ухудшения положения получателей социальных услуг в части ранее предоставляемых гарантий, произвольного увеличения размера платы за предоставляемые социальные услуги и т.п.

Меры, направленные на обеспечение доступности социальных услуг для населения, в том числе на ликвидацию очереди в стационарные учреждения социального обслуживания

Федеральным законом обеспечение доступности для граждан социальных услуг определено в качестве одного из основополагающих принципов.

В этих целях статьей 4 Федерального закона предусмотрены:

  • равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию,
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг,
  • достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;
  • достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов поставщиков социальных услуг.

Одним из условий обеспечения доступности социальных услуг для граждан является отсутствие очередности на их получение.

В форме социального обслуживания на дому это напрямую связано с численностью социальных работников, предоставляющих данные услуги и нагрузкой на одного социального работника.

В связи с этим, в целях обеспечения доступности социальных услуг для населения Минтрудом России совместно с ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проведен анализ норм нагрузки на одного социального работника и разработаны «Методические рекомендации по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания», которые утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. № 725.

Данные Методические рекомендации содержат рекомендательные подходы к установлению числа получателей социальных услуг на одного социального работника с учетом норм времени на оказание социальных услуг социальными работниками, норм нагрузки, нормативов численности социальных работников и иных норм труда социальных работников организаций социального обслуживания, в том числе применительно к месту жительства получателя социальных услуг (городская или сельская местность).

Кроме того, для оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по расчету потребности регионов в развитии сети организаций социального обслуживания приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 934н утверждены Методические рекомендации по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания (далее - Методические рекомендации).

Данные Методические рекомендации содержат рекомендуемый подход к расчету потребности субъекта в развитии сети организаций социальной сферы с учетом нуждаемости получателей социальных услуг в различных формах социального обслуживания, особенностей региона, в том числе плотности населения, дорожной и транспортной инфраструктуры, природно-климатических, географических, демографических, социально-экономических и иных особенностей субъекта Российской Федерации.

Кроме того, Минтрудом России представлены предложения в проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления критериев доступности населению услуг в сфере культуры, образования и социального обслуживания», разрабатываемый Минэкономразвития России. Согласно данным предложениям предлагается включить в Федеральный закон отдельную статью, предусматривающую критерии доступности для граждан социальных услуг.

Что касается доступности получения социальных услуг в удаленных районах и в сельской местности, необходимо отметить положительную тенденцию к ежегодному увеличению количества мобильных бригад, которые обеспечивают такую доступность. По данным субъектов Российской Федерации, в 2011 году для работы в сельской местности было организовано 1074 мобильные бригады. В 2013 году действовало уже около 10 тыс., в 2014 году около 14 тыс. бригад. В настоящее время Минтрудом России проводится мониторинг практики использования в субъектах Российской Федерации мобильных бригад в 2015 году.

В стационарной форме социального обслуживания одним из условий доступности социальных услуг является наличие мест в стационарных организациях социального обслуживания и соответствующая материально-техническая база этих учреждений.

В рамках выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 10 апреля 2015 г. № ДМ-П12-2387 (пункт 9) о проведении руководителями субъектов Российской Федерации проверок состояния стационарных учреждений социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, пожилых людей и инвалидов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2015 году проведена большая работа по уточнению числа зданий стационарных организаций социального обслуживания, находящихся в аварийном и ветхом состоянии, а также требующих реконструкции, и их приведению в надлежащее состояние.

По итогам данной работы число ветхих, аварийных, требующих реконструкции или проведения капитального ремонта зданий стационарных учреждений социального обслуживания уменьшилось более чем на 50%.

По информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2015 г. в реконструкции и капитальном ремонте нуждаются 110 зданий учреждений социального обслуживания, находящихся в 27 субъектах Российской Федерации (по состоянию на 1 января 2015 г. их было 230 ед.).

По предварительной информации субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по приведению в надлежащие состояние ветхих, аварийных, требующих реконструкции или проведения капитального ремонта зданий стационарных учреждений социального обслуживания потребуется более 11 млрд. рублей.

Кроме того, субъектами Российской Федерации уточнена информация о численности граждан, состоящих в очереди в стационарные учреждения социального обслуживания, которая по сравнению с данными на 1 января 2015 г. снизилась почти на 2 тыс. человек и составила 14,1 тыс. человек (по состоянию на 1 января 2015 г. – 16 тыс. человек).

Мониторинг мероприятий, проводимых в субъектах Российской Федерации по проведению ремонтных работ в стационарных организациях социального обслуживания в целях уменьшения очередности в данные организации будет продолжен.

Наряду с этим необходимо отметить, что анализ информации субъектов Российской Федерации показывает, что в финансовой поддержке за счет средств федерального бюджета для мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту нуждаются практически все регионы.

В 2015 году из резервного фонда Президента Российской Федерации на капитальный ремонт зданий организаций социального обслуживания выделено 33,35 млн. рублей.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. № 17-рп на капитальный ремонт Государственного бюджетного учреждения Калужской области «Новослободский дом-интернат для престарелых и инвалидов» выделено 4,97 млн. рублей.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 258-рп на капитальный ремонт государственного автономного учреждения Саратовской области «Центр реабилитации «Пещера Монаха» выделено 8,68 млн. рублей.

В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 21 ноября 2015 г. № 382-рп на капитальный ремонт государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Борисовский психоневрологический интернат» Белгородской области выделено 19,7 млн. рублей.

В целях повышения количества регионов, которые смогут получить финансовую поддержку на софинансирование социальных программ из федерального бюджета в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 456, Минтрудом России совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации прорабатывается вопрос о совершенствовании порядка финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения.

В этой связи предусматривается дифференцированный подход к объему софинансирования мероприятий социальных программ за счет средств федерального бюджета с учетом уровня бюджетной обеспеченности регионов и возможностей их бюджетов.

Развитие современных форм социального обслуживания, в том числе системы предоставления гражданам пожилого возраста медицинских и бытовых услуг на дому

Наиболее востребованной формой социального обслуживания, является предоставление социальных услуг на дому.

Ежегодно данный вид социальных услуг получают порядка 1,2 млн. человек, так как данная форма социального обслуживания наиболее приближена к потребностям граждан и экономически выгодна, при этом позволяет компенсировать отсутствие возможности родственного ухода и обеспечивает сохранение проживания граждан в привычной обстановке.

В связи с этим возникает потребность в развитии различных технологий надомного предоставления социальных услуг.

Одной из современных форм предоставления социальных услуг является технология предоставления социального обслуживания - «мобильная бригада». Данная технология применяется в Республике Башкортостан, Республике Марий Эл, Республике Коми, Чеченской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Хакасия, Республике Мордовия, Республике Крым, Забайкальском крае, Волгоградской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Красноярской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Псковской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Тульской, Челябинской областях, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе, Чукотском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе и других субъектах Российской Федерации. В состав мобильных бригад входят специалисты по социальной работе, психологи, медицинские работники, что позволяет обеспечить предоставление социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в сельской местности и труднодоступных районах.

В целях оказания помощи одиноким тяжелобольным гражданам с прогрессирующими заболеваниями в терминальной стадии развития применяется технология «стационар на дому», которая используется в Республике Хакассия, Республике Мордовия, Карачаево-Черкесской Республике, Воронежской, Калужской, Калининградской, Псковской, Астраханской, Нижегородской, Тюменской, Кемеровской областях, Приморском крае, Красноярском крае, городе Санкт-Петербурге, и «хоспис на дому», которая применяется в Ханты – Мансийском автономном округе, Иркутской области.

В ряде субъектов Российской Федерации (Удмуртской Республике, Республике Северная Осетия-Алания, Чувашской Республике, Республике Марий Эл, Хабаровском крае, Курганской, Красноярской, Московской, Мурманской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Астраханской, Костромской, Смоленской, Томской, Тверской, Тульской, Омской, Новосибирской областях, городе Санкт-Петербурге, Еврейской автономной области) для предоставления услуг по уходу за пожилыми гражданами, полностью или частично утратившими способность к самообслуживанию, работают «службы сиделок».

Организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания

Федеральным законом впервые в сфере социального обслуживания введены основы для государственной финансовой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания (далее – СОНО).

Правовые механизмы, заложенные в Федеральном законе, позволили расширить возможность привлечения негосударственного сектора экономики к оказанию социальных услуг.

При этом Федеральным законом созданы все условия, позволяющие негосударственным организациям осуществлять деятельность на рынке предоставления социальных услуг:

поставщиками социальных услуг могут являться юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели.

поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации (включение организаций социального обслуживания в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе);

установлен механизм финансового обеспечения предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, путем предоставления:

1) субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

2) проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе;

3) за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;

4) путем выплаты компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Сроки выплаты указанных компенсаций составляют от 1 до 3 дней в Ростовской области, Амурской области, г. Москве и г. Севастополе, до 45 дней в Брянской области.

Наряду с этим, в целях создания условий, стимулирующих развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения, и вовлечения организаций негосударственного сектора экономики в оказание социальных услуг Минтрудом России разработан Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Вышеуказанным Федеральным законом для организаций, осуществляющих социальное обслуживание, по аналогии с медицинскими и образовательными организациями, предусмотрено создание благоприятного налогового режима.

Законом предусмотрена возможность применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 № 638 «Об утверждении перечня социальных услуг по видам социальных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций».

По информации, представленной в Минтруд России субъектами Российской Федерации, в реестр поставщиков социальных услуг на начало 2016 года включено около 300 негосударственных поставщиков социальных услуг, включая социально ориентированные некоммерческие организации (далее – СОНО), в 63 регионах.

Анализ информации, поступившей от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показывает, что в большинстве регионов, включение в реестр поставщиков социальных услуг, в том числе СОНО, осуществляется на добровольной основе.

В целях привлечения СОНО к оказанию социальных услуг в субъектах Российской Федерации осуществляются мероприятия по информационной и методической поддержке данных организаций. В этой связи проводятся конференции, совещания, семинары, круглые столы и рабочие встречи с руководителями СОНО, осуществляется подготовка соответствующих информационно-справочных материалов, работает единый социальный телефон для консультирования поставщиков социальных услуг и граждан.

По информации органов исполнительной власти Липецкой области СОНО также оказывается имущественная поддержка. По информации органов исполнительной власти Челябинской области СОНО дополнительно предоставляются налоговые льготы.

Негосударственными организациями предоставляются социально-медицинские, социально-психологические, социально-бытовые, социально-педагогические, социально-экономические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала.

К числу регионов, имеющих лучший региональный опыт по оказанию социальных услуг населению с использованием негосударственных организаций, относятся г. Москва, г. Санкт-Петербург, Пермский край, Новосибирская область.

Опыт г. Москвы

Так, взаимодействие с негосударственными организациями социального обслуживания в городе Москве осуществляется посредством:

предоставления субсидий из регионального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе;

путем выплаты компенсации в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

С целью предоставления социальных услуг жителям города Москвы, СОНО имеют право на получение субсидии в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы поставщикам социальных услуг в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП.

По состоянию на 15 февраля 2016 г. в реестр поставщиков социальных услуг города Москвы включены 106 организаций социального обслуживания, из них 5 - негосударственные организации.

Начиная с 1 июля 2015 года (с целью снижения очередности на поступление в государственные организации стационарного социального обслуживания) с 2 негосударственными организациями, включенными в реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, были заключены договоры на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением 189 гражданам социальных услуг в стационарной форме на сумму более 55,0 млн. рублей (объем финансовых средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением социальных услуг в 2015 году, составил 62, 6 млн. рублей).

По состоянию на 1 января 2016 г. заключены договоры с двумя негосударственными организациями на предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам социальных услуг в стационарной форме на сумму
более 110,0 млн. рублей (объем финансовых средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением социальных услуг в 2016 году, составляет 112, 0 млн. рублей).

Тарифы на предоставление социальных услуг утверждены приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 28 сентября 2015 г. № 865 «Об утверждении тарифов на социальные услуги».

На основании приказа Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 7 июля 2015 г. № 573 «О передаче в 2016-2017 гг. организациями стационарного социального обслуживания внешним исполнителям функций по предоставлению отдельных услуг» в государственных бюджетных учреждениях города Москвы пансионатах для ветеранов труда №№ 1, 17, 19, 29, «Турист», психоневрологическом интернате № 11 на срок с 1 февраля 2016 г. по 31 декабря 2017 г. переданы внешним исполнителям (ООО «Скудова Голд», ООО «Милосердие», ООО «Бюро социальных проектов», ООО «Социальная служба помощник», ООО «Линия жизни», ООО «ГалоКом») функции по предоставлению услуг по уходу и медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в указанных организациях стационарного социального обслуживания и находящихся на обслуживании в патронажных отделениях. Общая сумма контрактов по передаче вышеуказанных функций составила около 1 млрд. руб.

Одним из направлений сотрудничества с негосударственными организациями является поддержка наиболее значимых благотворительных проектов и программ в виде предоставления субсидий на оказание дополнительной адресной социальной помощи и услуг общественными и благотворительными организациями в рамках городских целевых программ, утверждаемых Правительством Москвы.

Департаментом ежегодно проводятся конкурсы на предоставление субсидии из бюджета города Москвы среди общественных и иных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2011 г. № 656-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам в целях возмещения затрат, связанных с осуществлением деятельности в сфере социальной защиты населения города Москвы».

В 2015 и 2016 году на оказание адресной социальной поддержки, в том числе социальных услуг, остронуждающихся малообеспеченных ветеранов, инвалидов и семей с детьми предусмотрено 38,4 млн. рублей.

Победители конкурса, среди которых есть и общественные, благотворительные и другие некоммерческие организации (11 организаций) оказывают дополнительную социальную поддержку и услуги жителям города по уходу за одинокими престарелыми гражданами и инвалидами, в том числе Православное Марфо-Мариинское сестричество во имя Феодоровской иконы Божией Матери, Местная религиозная организация «Сестричество во имя благоверного царевича Димитрия», Фонд социальной защиты населения «Замоскворечье», Благотворительный фонд деятелей искусств «Артист», Региональная общественная организация инвалидов-стомированных больных «Астом», Региональная общественная организация РОО содействия поддержке инвалидов, пенсионеров и других малоимущих категорий граждан «Гармония». Формы адресной поддержки (виды адресной помощи и услуг, их получатели, а также количественные показатели) предусмотрены в договорах о предоставлении субсидий из бюджета города Москвы в сфере социальной защиты населения города Москвы.

Всего за 2015 год 11 организациями по 13 заключенным договорам оказана дополнительная адресная социальная поддержка и социальные услуги свыше 33,3 тыс. человек (256,8 тыс. видов адресной поддержки и услуг) на общую сумму 33,4 млн. рублей.

Кроме того, Государственно-общественным объединением «Московский Дом ветеранов (пенсионеров) войн и Вооруженных Сил» (далее – Дом ветеранов) оказываются следующие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому:

  • социально-бытовые (обслуживание сиделками, патронажными сестрами, «Тревожная кнопка»);
  • социально-медицинские («санаторий на дому»);
  • социально-правовые.

Получателями социальных услуг являются одинокие и одиноко проживающие инвалиды и участники Великой Отечественной войны, участники боевых действий - инвалиды 1 группы, ветераны Вооруженных Сил, имеющие место жительства в городе Москве, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию.

Численность граждан, получивших социальные услуги в 2015 году:

Обслуживание сиделками – 650 чел.;

Обслуживание патронажными сестрами – 750 чел.;

Служба «Тревожная кнопка» - 23000 чел.;

Служба «санаторий на дому» - 4311 чел.;

Отдел правовой и консультативной работы – 418 чел.

В 2016 году на предоставление вышеуказанных социальных услуг Дому ветеранов Департаментом выделена «именная» субсидия в размере 657 780 тыс. рублей (2015 год – 655 832 тыс. рублей). Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому ветеранам предоставляются бесплатно.

Опыт Пермского края

Министерством социального развития Пермского края финансовое обеспечение социальных услуг, оказываемых негосударственными поставщиками осуществляется в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Право заключения государственных контрактов и контроля за предоставлением услуг были делегированы территориальным управлениям Министерства.

Ежемесячно каждая социальная служба в соответствии с условиями государственного контракта отчитывается в территориальное управление об объеме оказанных услуг, а также вносит данные в единую информационную аналитическую систему в разрезе получателей услуг, с указанием даты получения каждой подуслуги. Подобная система позволяет контролировать соблюдение условий заключенных контрактов, определять соответствие оказанных услуг требованиям государственного стандарта социального обслуживания населения Пермского края. Внедрение персонифицированного учета услуг позволило осуществлять оплату поставщику за каждого конкретного клиента по факту оказания услуг, а также определить реальную потребность и нуждаемость граждан в услуге и эффективно расходовать бюджетные средства.

С целью контроля за качеством оказания услуг, территориальные управления Министерства ежемесячно проводят выборочное анкетирование граждан пожилого возраста и инвалидов – получателей услуг (не менее 10%).

В настоящее время на надомном обслуживании находится более 8 тысяч граждан.

Помимо закупа услуг предусмотрены и другие механизмы, один из которых - предоставление услуг гражданам по адресному принципу. Услуги по реабилитации инвалидов предоставляются в крае с использованием сертификата. По результатам квалификационного отбора реабилитационных служб получатель выбирает организацию, форму оказания услуги (дневное или временное пребывание), период прохождения реабилитации. Выбор человека определяет и конкурентоспособность реабилитационной службы.

Квалификационный отбор показал заинтересованность реабилитационных служб различной организационно-правовой формы. Механизм получения реабилитационных услуг с использованием сертификата позволил сделать прозрачным учет реабилитационных услуг, определить наиболее востребованные службы.

С момента оказания реабилитационных услуг с использованием сертификатов в 17 раз увеличилось количество реабилитационных мест, позволяющих оказывать реабилитационные услуги стационарно. Так, если в 2009 году в сети реабилитационных учреждений насчитывалось 192 койки, в 2015 году с учетом реабилитационных служб организаций, прошедших квалификационный отбор, их количество увеличилось до 3248 коек.

Форма сертификата активизировала заявляемость граждан. В 2015 году реализовано около 9 тысяч сертификатов. Охват реабилитационными услугами вырос более чем в 5 раз.

В настоящее время в Пермском крае оказывают социальные услуги 83 организации, из них 27 государственных учреждений и 34 негосударственные организации, в том числе 26 коммерческих, 8 некоммерческих, а также 22 индивидуальных предпринимателя.

Практически все услуги в форме полустационарного и надомного обслуживания оказываются негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями.

Государственные учреждения предоставляют стационарное и частично полустационарное обслуживание.

Опыт размещения государственного заказа на бюджетные услуги показывает готовность негосударственного сектора к участию в предоставлении государственных услуг. Сами услуги стандартизированы, ясно на что идут бюджетные средства.

Благодаря подходу с опорой на негосударственный сектор число негосударственных организаций в сфере социального обслуживания Пермского края беспрецедентно высоко в сравнении с другими регионами. Сегодня социальные услуги оказывают более 50 негосударственных организаций и частных предпринимателей. Это 67% от всех поставщиков социальных услуг. Каждый второй гражданин получает социальные услуги в негосударственном секторе.

Внедрение таких механизмов, при сохранении прежнего объёма финансирования, позволило увеличить охват граждан, нуждающихся в социальном обслуживании на 75%, обеспечить выбор поставщика социальных услуг и более эффективно расходовать бюджетные средства на первоочередные задачи отрасли. Можно с уверенностью говорить о повышении качества предоставления социальных услуг. Об этом свидетельствует снижение более чем на 40 % количества жалоб граждан на качество предоставления услуг, а также повышение удовлетворенности граждан обслуживанием по итогам анкетирования получателей социальных услуг с 89 до 99 %.

Появилась возможность минимизировать расходы бюджета при реализации дорожной карты по повышению заработной платы социальных работников.

При сохранении кадрового потенциала отрасли было создано более 3000 рабочих мест в негосударственном секторе.

Опыт Новосибирской области

В Новосибирской области на 15 февраля 2016 г. в реестр поставщиков социальных услуг вошли 105 организаций, в том числе 9 некоммерческих.

Привлечение СОНО к оказанию услуг в социальной сфере осуществляется и на условиях конкурсного отбора и государственного заказа в рамках реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 - 2019 годы».

В 2015 году одним из направления предоставления субсидий была организация эффективной системы социальной поддержки населения, в том числе социального обслуживания отдельных категорий граждан.

Всего в 2015 году из средств областного бюджета субсидия предоставлена 60 организациям на общую сумму 20,99 тыс. рублей.

Среди организаций, получивших из средств областного бюджета субсидии, по организационно-правовой форме:

  • некоммерческие организации – 57 (необходимо отметить, что в соответствии с условиями конкурсного субсидии не предоставляются государственным и муниципальным учреждениям);
  • коммерческие организации – 3.

По формам социального обслуживания:

  • предоставление услуг в полустационарной форме – 58 организаций;
  • предоставление услуг в стационарной форме – 3 организации.

На 2016 год запланировано – 22, 8 млн. рублей.

Опыт г. Санкт- Петербурга

В 2015 году социальные услуги населению г. Санкт – Петербурга оказывали 197 некоммерческих организаций, 1 коммерческая организация.

Негосударственные поставщики осуществляют предоставление социальных услуг в следующих формах:

в стационарной форме;

в полустационарной форме

в форме социального обслуживания на дому.

В 2015 году финансовое обеспечение социальных услуг, предоставляемых негосударственными поставщиками, осуществлялось путем предоставления субсидии в общем объеме 614 452,1 тыс. рублей.

Социальные услуги в указанных организациях получили 1 526 100 чел.

Услуги предоставлялись гражданам пожилого возраста, лицам без определенного места жительства, инвалидам и другим категориям граждан.

На 2016 год в региональном бюджете на указанные цели предусмотрено 468 478,8 тыс. рублей. Наряду с этим на выплату компенсации негосударственным поставщикам в бюджете запланированы денежные средства в сумме 9 126,7 тыс. рублей.

Опыт Ленинградской области

В реестре поставщиков социальных услуг Ленинградской области по состоянию на 15 февраля 2016 г. зарегистрировано 24 негосударственные организации, оказывающие социальные услуги, в том числе:

2 – индивидуальные предприниматели;

11 – коммерческие и частные организации;

11 – некоммерческие организации (из них 7 – социально-ориентированные).

Негосударственные поставщики осуществляют предоставление социальных услуг в формах:

в стационарной форме с постоянным пребыванием – 3 поставщика;

в стационарной форме с временным пребыванием – 10 поставщиков;

в полустационарной форме с дневным пребыванием – 8 поставщиков;

в полустационарной форме с ночным пребыванием – 3 поставщиков;

в форме социального обслуживания на дому – 4 поставщика;

срочные социальные услуги – 3 поставщика.

10 поставщиков предоставляют социальные услуги в нескольких формах социального обслуживания.

В 2015 году предоставление социальных услуг осуществлялось 7 поставщиками на условиях компенсации (постановление Правительства Ленинградской области от 9 декабря 2014 г. №578 «Об утверждении Порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг в Ленинградской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)»).

За 2015 года общая сумма выплаченной компенсации поставщикам социальных услуг составила 38 164,2 тысяч рублей.

На 2016 год на выплату компенсации негосударственным поставщикам в бюджете запланированы денежные средства в сумме 47 000 тысяч рублей.

Численность граждан, обслуженных в 2015 году негосударственными организациями, составила 2 108 человек, из них:

в форме социального обслуживания на дому – 149 человек;

в стационарной форме с постоянным пребыванием – 6 человек;

в стационарной форме с временным пребыванием – 312 человек;

в полустационарной форме с дневным пребыванием – 200 человек;

в полустационарной форме с ночным пребыванием – 15 человек;

срочные социальные услуги – 1 426 человек.

Среди граждан, обслуженных негосударственными поставщиками социальных услуг:

дети – инвалиды – 123 человека;

несовершеннолетние – 111 человек;

пожилые люди и инвалиды - 1874 человека.

Совершенствование порядка оказания и оплаты медицинских услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания всех форм собственности

В стационарных организациях социального обслуживания помимо оказания социальных услуг могут также предоставляться медицинские услуги.

Оказание медицинских услуг в данных организациях осуществляется в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при наличии у стационарной организации лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденные приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 года № 940н, включают рекомендуемые нормативы штатной численности, которые содержат также наименования должностей медицинского персонала.

Медицинская помощь в стационарных организациях социального обслуживания оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи, утверждаемых Минздравом России.

Данные организации не участвуют в выполнении территориальных программ обязательного медицинского страхования, так как осуществляют оказание медицинской помощи в целях поддержания здоровья только получателей социальных услуг, в объеме, необходимом для данных целей.

Что касается порядка оплаты медицинских услуг в стационарных организациях социального обслуживания, то необходимо отметить, что данные услуги финансируются в полном объеме в рамках государственного задания, ежегодно доводимого до указанных организаций за счет средств соответствующего бюджета.

Скорая медицинская помощь и специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь получателям социальных услуг, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказывается наравне с другими застрахованными гражданами за счет средств обязательного медицинского страхования.

Вопрос изменения существующего механизма предоставления и оплаты медицинских услуг в стационарных организациях социального обслуживания прорабатывался Минтрудом России совместно с Минздравом России. По результатам данной работы сделан вывод о том, что применяемый в настоящее время механизм обеспечивает все необходимые потребности для оказания и оплаты медицинских услуг в стационарных организациях социального обслуживания независимо от формы собственности, в связи с чем, его целесообразно сохранить.

Дальнейшая проработка вопросов совершенствования предоставления медицинской помощи гражданам, находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, будет осуществляться в рамках реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р, которой предусмотрено создание гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской помощи за счет преемственности ведения пациента различными уровнями системы здравоохранения, а также службами здравоохранения и социальной защиты.

Развитие альтернативных форм ухода за гражданами пожилого возраста

При предоставлении социальной помощи пожилым гражданам в субъектах Российской Федерации развиваются различные альтернативные формы ухода за гражданами пожилого возраста, в том числе стационарозамещающие технологии.

В ряде регионов (Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Томской, Калужской областях, Ханты-Мансийском автономном округе) реализуется технология «Детский сад для пожилых людей» в рамках которой в течение рабочего дня на базе полустационарных организаций социального обслуживания гражданам пожилого возраста предоставляются услуги направленные на поддержку и укрепление здоровья, по питанию, организации быта и отдыха, повышения физической активности, нормализации психологического состояния.

В Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Забайкальском крае, Краснодарском крае, Красноярском крае, Владимирской, Новгородской, Астраханской, Архангельской, Волгоградской, Кировской, Новосибирской, Ростовской, Костромской, Воронежской, Самарской, Нижегородской, Амурской, Смоленской, Курганской, Калужской, Ярославской, Омской, Ульяновской, Томской, Кемеровской, Тюменской, Сахалинской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югра применяется технология «приемная семья для пожилого человека» - форма жизнеустройства пожилого гражданина, представляющая собой совместное проживание и ведение хозяйства пожилого гражданина с «помощником», назначенным решением органа опеки и попечительства.

В Республике Карелия, Чувашской Республике, Краснодарском крае, Курганской, Кировской, Московской, Самарской, Саратовской, Нижегородской, Новгородской, Ростовской, Тюменской, Омской, Амурской, Ивановской, Мурманской, Челябинской областях, Приморском крае функционируют «школы по уходу за гражданами пожилого возраста», позволяющие обучить родственников, добровольцев и других лиц необходимым навыкам общего ухода на дому за пожилыми гражданами, которые не могут самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

В Республике Бурятия, Республике Карелия, Чеченской Республике, Рязанской, Ленинградской, Челябинской, Новгородской, Нижегородской, Томской областях, городе Санкт-Петербурге, городе Москве реализуется технология «тревожная кнопка», в рамках которой каждый участник проекта имеет возможность получения необходимой экстренной помощи. По результатам телефонной беседы оператор принимает решение по экстренному оказанию помощи, в том числе, в рамках межведомственного взаимодействия.

Разработка и внедрение в практику механизмов общественного контроля деятельности организаций, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста

В период с 2013 года по 2014 год независимая оценка в отношении организаций социального обслуживания (далее – независимая оценка) проводилась в соответствии с Правилами формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286, и соответствующим Планом мероприятий (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р).

В 2014 году с учетом практики проведения независимой оценки, в том числе в субъектах Российской Федерации, в целях развития независимой системы оценки качества работы организаций и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 (подпункт 4 пункта 1) принят Федеральный закон № 256-ФЗ, который вступил в силу с 21 октября 2014 года.

В 2014-2015 годах сформирована вся нормативная правовая база для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы, которая определяет порядок, процедуры проведения независимой оценки, обязанности органов исполнительной власти, функции общественных советов, общие критерии и показатели оценки качества оказания услуг.

В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ организовано ведение мониторинга создания условий для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы на основе анализа сведений субъектов Российской Федерации, представляемых в информационно-аналитическую систему Минтруда России (далее – мониторинг) по формам, утвержденным приказом Минтруда России от 31 мая 2013 г. 234а (раздел 3 приложения 2) с последующей актуализацией форм мониторинга.

Итоги мониторинга публикуются на официальном сайте Минтруда России в сети «Интернет» в разделе «Независимая система оценки качества», в котором размещается также информация о нормативной базе по данному вопросу, опыте регионов, аналитические записки, анонсы мероприятий по независимой оценке, типовые вопросы и ответы на них.

Результаты указанного мониторинга (в части организаций социального обслуживания) показывают, что в регионах созданы условия для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы с участием общественных организаций, профессиональных сообществ и с учетом мнения самих потребителей услуг (далее – независимая оценка).

Приняты нормативные акты субъектов Российской Федерации: постановления и распоряжения высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, приказы органов исполнительной власти по вопросам проведения независимой оценки.

Определено должностное лицо (из числа заместителей главы субъекта Российской Федерации), ответственное за координацию работы по проведению независимой оценки качества в субъекте Российской Федерации, а также определены уполномоченные органы по организации независимой оценки и орган, осуществляющий координацию этой работы в субъекте Российской Федерации.

При органах исполнительной власти сформированы общественные советы по проведению независимой оценки (или наделены соответствующими полномочиями существующие при них общественные советы). Общественные советы реализуют свои функции на принципах независимости от органов исполнительной власти, в том числе за счет формирования состава общественных советов из числа представителей всероссийских и региональных общественных организаций, научных и экспертных организаций, средств массовой информации, заинтересованных граждан вне объединений.

По данным субъектов Российской Федерации, в 2015 году независимой оценкой было охвачено 38% организаций социальной сферы, что составляет более 50 тысяч учреждений, в том числе в сфере социального обслуживания – 50,5% или 2,7 тыс. организаций.

Основным элементом независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы (и одним из критериев оценки) является открытость и доступность информации о своей деятельности. С этой целью организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, посредством размещения ее в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на своем официальном сайте в сети «Интернет». За период с
2013 г. по 2015 г. доля организаций социальной сферы, имеющих официальные сайты, увеличилась с 71,6% до 86,3%, том числе в социальном обслуживании – в полтора раза (с 58,3% до 87,1%).

В отдельных регионах отмечается еще более быстрая динамика. Так, например, в Иркутской области в 2013 году только у 11% учреждений социального обслуживания были официальные сайты в сети «Интернет», в 2015 году – таких учреждений 95,6%.

Почти во всех регионах на официальных сайтах органов социальной защиты субъектов Российской Федерации созданы специальные разделы по независимой оценке (в 78 регионах, в том числе в 26 – на главной странице). В этих разделах размещается информация о независимой оценке качества услуг, которая, как правило, включает нормативное правовое обеспечение; перечень организаций, подлежащих оценке в соответствующем периоде; сведения об общественном совете и его деятельности (положение об общественном совете, состав общественного совета, сведения о заседаниях общественного совета и проч.); результаты проведения оценки (балльные оценки, рейтинги деятельности учреждений, итоги опросов потребителей услуг).

В ряде регионов размещаются предложения или планы по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания, подготовленные с учетом результатов независимой оценки (например, Республика Башкортостан, Белгородская область, г. Санкт-Петербург).

Начиная с 2016 года, результаты независимой оценки будут размещаться также на едином портале – официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru). Для организации этой работы принят приказ Минфина России от 22 июля 2015 г. № 116н о составе информации о результатах независимой оценки и порядке ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. В настоящее время проводится работа по размещению уполномоченными органами исполнительной власти соответствующей информации. Планируется, что в текущем году размещение информации на указанном портале будет осуществляться в полном объеме.

Установленные в Федеральном законе от 21 июля 2014 г. №256-ФЗ критерии и утвержденные Минтрудом России показатели независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, содержат такие, которые предусматривают выявление мнения самих потребителей услуг: проведение их анкетирования с помощью интернет-опросов, опросов непосредственно в учреждении и других способов изучения мнения граждан.

В частности в социальном обслуживании в числе таких показателей – удовлетворенность качеством жилого помещения, питанием, предоставлением гигиенических услуг в стационарных учреждениях; удобство графика прихода на дом социального работника; доступ для инвалидов к объектам и услугам в организации социального обслуживания.

На официальных сайтах государственных органов исполнительной власти/органов местного самоуправления, а также самих организаций обеспечивается техническая возможность для выражения мнения потребителей о качестве оказываемых им услуг: размещены анкеты для интернет-опроса, предусмотрена возможность оставить отзыв о работе учреждения, иная форма («горячая линия», «личный кабинет» и др.).

По данным субъектов Российской Федерации с помощью этой возможности в сфере социального обслуживания было выявлено197,8 тыс. мнений потребителей услуг, в том числе 62,7% мнений с помощью электронной анкеты, 1,5% мнений выражено в отзыве на официальном сайте, 35,8% - в иной форме.

Результатом функционирования независимой системы оценки качества является разработка мер по повышению качества работы организаций социальной сферы. По информации субъектов Российской Федерации, предложения по улучшению работы учреждений подготавливаются совместно с заинтересованными общественными организациями, в том числе учтенных при разработке соответствующих нормативных правовых актов.

В ряде регионов общественные советы становятся активными участниками в процессе подготовки и обсуждения нормативных правовых актов, направленных на повышение качества и доступности социальных услуг, а также складывается практика учета результатов независимой оценки при выработке мероприятий по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы. По информации субъектов, с учетом итогов независимой оценки решения принимаются и реализуются по следующим направлениям:

  • оптимизация сети учреждений социальной сферы, перераспределение зон обслуживания в учреждении (например, Архангельская область, Иркутская область, Рязанская область, Ханты-Мансийский автономный округ);
  • совершенствование материально-технической базы организаций (оборудование, мебель, ремонт) (например, Новосибирская область);
  • разработка комплекса мер, планов по повышению качества работы, выработка рекомендаций и поручений;
  • включение результатов независимой оценки в критерии эффективности деятельности организаций, в целевые показатели деятельности их руководителей; мероприятия стимулирующего характера в отношении организаций, их руководителей и работников;
  • организация обменом опытом с лучшими организациями по результатам независимой оценки, наставничество;
  • организация обучения по вопросам повышения качества оказания услуг.

Так, в Архангельской области в отношении учреждений, получивших самый низкий балл по результатам независимой оценки, рассмотрен вопрос о их реорганизации. В 2014 году государственное бюджетное специализированное учреждение Архангельской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, «Вельский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» реорганизовано в форме присоединения к государственному бюджетному комплексному учреждению общего типа Архангельской области «Вельский центр социальной помощи семье и детям «Скворушка».

В Иркутской области в конце 2014 года ОГБУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Надежда» г. Усть – Кута реорганизовано путем присоединения к ОГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Усть-Кута и Усть-Кутского района». Все получатели социальных услуг дома-интерната переведены в стационарное отделение комплексного центра, в котором проведен ремонт и созданы комфортные и безопасные условия проживания.

По итогам рейтинга независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания были реорганизованы также ОГБУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов с.Каменка», ОГБУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие», ОГБУСО «Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Надежда» г. Усть-Кут.

Смена руководителей была проведена в ОГБУСО «Иркутский детский дом-интернат № 1 для умственно отсталых детей», ОГБУСО «Психоневрологический интернат с. Бильчир». Проведенные мероприятия по информации, предоставленной Иркутской областью, дали положительные результаты. В настоящее время в данных учреждениях проводится работа, направленная на повышение качества социального обслуживания.

В Рязанской области в отношении учреждений социального обслуживания, занявших нижние строки в рейтинге, принято решении о их реорганизации в виде присоединения к иным учреждениям социального обслуживания В 2015 году к Сапожковскому комплексному центру социального обслуживания населения присоединены Сараевский и Ухоловский комплексные центры, к Сасовскому - Пителинский комплексный центр.

В Новосибирской области по результатам проведения независимой оценки:

  • выявлен опасный переход через проезжую часть в непосредственной близости учреждения ГАУ НСО «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов», что создавало особые проблемы для посещения учреждения целевой группой (маломобильные получатели услуг). По результатам проведенного мониторинга, обращение в УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области, позволили в достаточно короткие сроки установить светофор;
  • полностью переоборудована входная зона ГАУ НСО «Областной центр социальной помощи семье и детям «Морской залив» с учетом принципов доступности для маломобильных граждан;
  • проведен ремонт, перепланировка помещений, созданы комфортные условия для проживания клиентов в ГБУ НСО «Областной центр социальной помощи семье и детям «Радуга»;
  • переоборудована прогулочная зона ГАУ НСО ССО «Новосибирский дом ветеранов» с учетом пожеланий маломобильных клиентов (колясочников), в том числе, убраны поребрики/бордюры, проведено дополнительное озеленение. Установлен банкомат, начато проведение специалистами банка регулярных обучающих встреч по финансовой грамотности;
  • по итогам опроса клиентов учреждения ГАУ СО НСО «Областной комплексный центр социальной адаптации граждан» (категория БОМЖ и т.п.) организована оборудованная бытовая комната (стиральная машина – автомат, напольные сушилки для белья, гладильные доски), что позволило увеличить уровень эффективности социализации и адаптации граждан данной категории; реализовано предложение по установке банкомата.

В Ханты-Мансийском автономном округе с учетом результатов независимой оценки качества работы учреждений в 2014 году реализован ряд мер, направленных на улучшение работы организаций социального обслуживания. В 2015 году в регионе:

  • открыто стационарное отделение для реабилитации инвалидов по слуху и слабослышащих на 6 койко-мест;
  • внесены изменения в региональное законодательство, регулирующее порядок и условия предоставления услуг социального такси в части расширения перечня объектов социальной инфраструктуры для проезда и увеличения количества поездок с 8 до 20 поездок в месяц.

Мониторинг функционирования независимой системы оценки качества оказания услуг организациями и совершенствование работы с субъектами Российской Федерации по повышению эффективности проведения такой оценки будут продолжены.

Проведение информационно-разъяснительной работы среди получателей социальных услуг и поставщиков социальных услуг по вопросам реализации положений Федерального закона

В целях организации в субъектах Российской Федерации информационно-разъяснительной работы по реализации Федерального закона Минтрудом России в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлено письмо от 1 октября 2014 года № 12-3/10/В-6235 с просьбой сформировать планы информационно-разъяснительной работы и включить в планы различные мероприятия (семинары, совещания, заседания «круглых столов», проведение пресс-конференций, интервью, презентаций, подготовка новостных сюжетов в телепрограммах (телепередачах) и радиопрограммах (радиопередачах), использование специально подготовленных тематических брошюр; организация работы «горячей линии» и др.).

По информации субъектов Российской Федерации, во всех регионах планы информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации положений Федерального закона сформированы и размещены на официальных порталах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сети «Интернет».

Кроме того, в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации письмами Минтруда России от 16 марта 2015 года № 12-3/10/В-1700, от 6 мая 2015 года № 12-3/10/В-3173 и от 5 августа 2015 года № 12-3/10/В-5627 направлены поручения принять действенные меры по расширению спектра проведения указанной работы, разместить актуализированные планы проведения информационно-разъяснительной работы на официальных порталах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сети «Интернет», а также обеспечить проведение оценки и мониторинга такой деятельности.

Таким образом, по мере расширения спектра проведения указанной работы, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится актуализация утвержденных планов. Минтруд России, в свою очередь, осуществляет анализ информации регионов и мониторинг их деятельности.

Минтрудом России также осуществляется информационно-разъяснительная работа по применению норм Федерального закона.

С участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2014-2015 гг. на регулярной основе проводились видеоселекторные совещания с целью разъяснения вопросов возникших в ходе реализации Федерального закона и принятых в его исполнение нормативных правовых актов.

Наряду с этим, Минтрудом России проанализированы вопросы, поступившие из субъектов Российской Федерации по реализации Федерального закона, и подготовлены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы (письмо Минтруда России от 6 мая 2015 г. № 12-3/10/П-2598).

Одновременно с этим Минтрудом России проведены выездные совещания с руководителями высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе видеоселекторные.

Вопросы о практике реализации Федерального закона являлись предметом обсуждения на заседаниях Общественного Совета при Минтруде России в июле 2015 года, в Общественной палате Российской Федерации в сентябре и октябре 2015 года, рабочей группы Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации в ноябре 2015 года, а также на Всероссийской конференции «Социальное сопровождение как новый вектор государственной помощи семьям с детьми» в ноябре 2015 года, и на площадках субъектов Российской Федерации.

К примеру, 14 сентября 2015 года в Республике Татарстан состоялось совещание «Реализация Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: региональный опыт и практика» с руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения Приволжского федерального округа и территориальных органов социальной защиты, учреждений социального обслуживания, в рамках которого обсуждались практика применения Федерального закона, а также возникающие при его реализации вопросы.

Мониторинг реализации Федерального закона проведен Центром независимого мониторинга исполнения указов Президента Российской Федерации «Народная экспертиза» Общероссийского Народного Фронта. Результаты данного мониторинга, представленные в Минтруд России, направлены в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (письмо от 7 августа 2015 года № 12-3/10/В-5705) для устранения выявленных недочетов.

Результаты мониторинга введения в действие Федерального закона, проведенного Общероссийской общественной организацией «Союз пенсионеров России», поступившие в Минтруд России, также были направлены в регионы (письмо от 16 февраля 2015 г. № 12-3/10/В-1032).

Учитывая вышеизложенное, проведение информационно-разъяснительной работы по применению Федерального закона как на федеральном, так и на региональном уровнях осуществляется в постоянном режиме.

Правоприменительная практика по социальному сопровождению лиц пожилого возраста, предусмотренную Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Анализ информации, представленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показал, что регионами в целом сформированы подходы к организации работы по социальному сопровождению лиц пожилого возраста.

Социальное сопровождение данной категории граждан осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

Например, в Тюменской области межведомственное взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

  • содействие в получении медицинского обслуживания получателей социальных услуг;
  • оказание содействия получателям социальных услуг в получении общего либо профессионального образования, профессиональном обучении либо получении дополнительного образования;
  • содействие в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • содействие в трудоустройстве получателей социальных услуг;
  • содействие в проведении культурно-досуговых мероприятий и др.

В Республике Алтай на основании соглашения между Министерством труда и социального развития Республики Алтай и Министерством здравоохранения Республики Алтай осуществляется взаимодействие в части содействия в обеспечении граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям, с доставкой их на дом.

Практика социального сопровождения в части оказания помощи в получении медикаментов на дому активно используется также в Липецкой, Смоленской, Брянской, Курской, Владимирской, Кемеровской, Тверской, Воронежской областях, Республике Бурятия, Ненецком автономном округе, Республике Саха (Якутия), г. Санкт-Петербурге и других регионах.

В Санкт-Петербурге данная работа проводится на базе комплексных центров социального обслуживания. Численность граждан пожилого возраста, воспользовавшихся услугой по доставке лекарств на дом в 2015 году, составила 38 131 человек, в том числе: инвалиды Великой Отечественной войны – 199 человек, участники Великой Отечественной войны – 1 988 человек, жители блокадного Ленинграда - 5 888 человек, труженики тыла - 3 503 человек, бывшие несовершеннолетние узники - 682 человек, вдовы (вдовцы) умерших инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны - 540 человек, граждане пожилого возраста, имеющие инвалидность, - 22 118 человек, граждане пожилого возраста, не имеющие инвалидности, - 3 213 человек.

В целом по Российской Федерации в 2015 году в рамках социального сопровождения помощь оказана более 51,1 тыс. ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, что составляет около 2,7 % от общего числа граждан данной категории.

Из них:

  • инвалидов Великой Отечественной войны 1,7 тыс. чел. (что составляет 4,4 % от общего числа граждан данной категории граждан);
  • участников Великой Отечественной войны 5,7 тыс. чел. (что составляет 2,1 % от общего числа граждан данной категории граждан);
  • ветеранов Великой Отечественной войны более 43,6 тыс. чел. (что составляет 2,7 % от общего числа граждан данной категории граждан).

Проработка вопроса о возможности включения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2016 года численность граждан, относящихся к категории ветеранов Великой Отечественной войны, составляет более 1,9 млн. чел.

Из них:

  • инвалидов Великой Отечественной войны около 38,7 тыс. чел.;
  • участников Великой Отечественной войны (включая бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны) около 272,5 тыс. чел.;
  • ветеранов Великой Отечественной войны более 1,5 млн. чел.

По оперативным данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по состоянию на 1 февраля 2016 года, социальные услуги во всех формах социального обслуживания получают свыше
289, 2 тыс. чел. относящихся к категории ветеранов, инвалидов и участников Великой Отечественной войны (что составляет 15,2 % от общего числа граждан данной категории).

Из них:

  • инвалидов Великой Отечественной войны около 10,3 тыс. чел. (что составляет 26,6 % от общего числа данной категории в граждан в Российской Федерации);
  • участников Великой Отечественной войны свыше 38,5 тыс. чел. (что составляет 14,1 % от общего числа данной категории в граждан в Российской Федерации);
  • ветеранов Великой Отечественной войны около 240,4 тыс. чел. (что составляет 15,1 % от общего числа данной категории в граждан в Российской Федерации).

Законодательством Российской Федерации, устанавливающим правовые основы социального обслуживания до 1 января 2015 года, гарантии бесплатного получения социальных услуг инвалидам, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны не предусматривались. Субъекты Российской Федерации в рамках своих полномочий определяли категории граждан, которые имели право на получение социальных услуг бесплатно, в том числе к ним относились и вышеуказанные категории граждан.

Минтрудом России в ходе селекторных совещаний неоднократно давались разъяснения субъектам Российской Федерации о необходимости соблюдения положений части 2 статьи 35 Федерального закона, предусматривающей, что в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получении социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу данного Закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

При этом Минтрудом России в течение 2015 года осуществлялся постоянный мониторинг реализации субъектами Российской Федерации полномочий по установлению в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации категорий граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно, в том числе инвалидам, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны.

Учитывая, что 2015 год был юбилейным годом Победы в Великой Отечественной войне, субъектами Российской Федерации в течение года были введены существенные льготы в сфере социального обслуживания для указанных выше категорий граждан, в том числе в части оплаты за социальные услуги.

По сравнению с началом 2015 года на сегодняшний день существенно увеличилось количество регионов, которые предоставляют инвалидам, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны социальные услуги по формам социального обслуживания бесплатно (с 43 регионов по состоянию на начало 2015 года до 75 - на начало 2016 года).

По состоянию на 17 февраля 2016 года информация о бесплатном социальном обслуживании поступила из 81 субъекта Российской Федерации. Информацию не представили 4 региона (Республика Алтай, г. Санкт-Петербург, Астраханская, Пензенская области).

Анализ полученной информации показывает, что инвалидам, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны социальные услуги предоставляются бесплатно:

  • во всех формах социального обслуживания в 23 субъектах Российской Федерации;
  • в полустационарной форме социального обслуживания в 23 субъектах Российской Федерации;
  • в форме социального обслуживания на дому в 52 субъектах Российской Федерации.

В настоящее время вопрос о возможности предоставления инвалидам, участникам и ветеранам Великой Отечественной войны социального обслуживания на бесплатной основе прорабатывается 3 субъектами Российской Федерации (Республика Крым, Краснодарский край, Брянская область), в которых в настоящее время разработаны соответствующие законопроекты, находящиеся в стадии согласования в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вопрос о предоставлении социальных услуг ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны бесплатно не решен в 3 субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Калининградская, Ростовская области).

Анализ информации, представленной данными субъектами Российской Федерации показал:

  • в Республике Карелия включение участников и инвалидов Великой Отечественной войны в перечень лиц, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно, не представляется возможным в связи с отсутствием источников финансового обеспечения дополнительных расходов бюджета субъекта Российской Федерации в условиях дефицита бюджета (ранее представлялась аналогичная информация);
  • в Калининградской области бесплатное предоставление социальных услуг инвалидам и участникам Великой Отечественной войны возможно после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон (ранее представлялась аналогичная информация);
  • в Ростовской области в связи с отсутствием положений законодательства, предусматривающих бесплатное социальное обслуживание инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (ранее представлялась аналогичная информация).

При этом необходимо отметить, что по информации субъектов Российской Федерации обеспечение возможности получения всеми участниками, инвалидами, ветеранами Великой Отечественной войны социальных услуг бесплатно во всех формах социального обслуживания потребует финансовой поддержки из федерального бюджета.

Информация об объеме средств, выделенных субъектами Российской Федерации на реализацию Федерального закона в 2015 году, объеме средств, предусмотренных на указанные цели на 2016 год, а также объеме средств, потраченных гражданами в 2015 году на социальное обслуживание в рамках Федерального закона

Информация об объеме средств, предусмотренных на предоставление гражданам социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2016 год, запрошена Минтрудом России у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Учитывая, что данная информация в настоящее время еще не получена, она будет представлена дополнительно в максимально короткий срок.

На 2014 год в бюджетах субъектов Российской Федерации на обеспечение граждан социальным обслуживанием установлено 229 570 983, 68 тыс. руб. В 2015 году на указанные цели определено 226 668 014,09 тыс. руб.

По данным регионов уменьшение финансового обеспечения на 2015 год в ряде субъектов Российской Федерации произошло в связи с сокращением налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации; изменением финансирования мероприятий, установленных государственными программами субъектов Российской Федерации; сокращением расходов на закупку товаров, работ, услуг; сокращением численности работников организаций социального обслуживания и др.

Что касается информации об объеме средств, потраченных гражданами в 2015 году на социальное обслуживание в рамках Федерального закона, необходимо отметить, что такая информация в настоящее время не предусмотрена в числе обязательной информации в рамках федерального статистического наблюдения.

Учитывая, что мониторинг реализации Федерального закона осуществлялся первый год, в том числе осуществлялась разработка соответствующей информационной системы, которая позволит осуществлять сбор и обобщение информации в электронном виде, вышеуказанная информация на сегодняшний день предоставлена не может быть.

При этом, учитывая важность и необходимость проведения анализа сведений об объеме средств, которые будут затрачиваться гражданами на социальное обслуживание в рамках Федерального закона, Минтрудом России в Плане мероприятий на 2016-2020 годы по реализации первого этапа стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста в Российской Федерации до 2025 года будут предусмотрены мероприятия по совершенствованию официальной статистической отчетности, в том числе по составу отдельных показателей, одним из которых будут определены вышеуказанные затраты граждан.

Мониторинг реализации Федерального закона «О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации» Минтрудом России будет продолжен.

Карта сайта