Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Информация от 17 июля 2017 г.

«Информация об обеспечении доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений»

Одной из задач государственной семейной политики, определенной Концепцией государственной семейной политики на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р, является решение задачи по содействию в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи, в частности, обеспечение доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей и других областях, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений.

Заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на постоянной основе осуществляется совершенствование нормативной правовой базы по обеспечению доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений.

В соответствии с пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации в целях оказания помощи гражданам, выразившим желание стать опекунами, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем, трудностей и рисков, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, выявления и формирования у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков и ресурсов семьи для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития в 2012 году было введено обязательное требование для граждан проходить подготовку кандидатов для получения заключения о возможности быть опекуном или усыновителем несовершеннолетнего ребенка.

Требования к содержанию программы подготовки, порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее – Требования, Порядок), утверждены приказами Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623 (зарегистрирован Минюстом России 27 августа 2012 г., регистрационный № 25269) и от 13 марта 2015 г. № 235 (зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2015 г. регистрационный № 37205) соответственно.

На сегодняшний день возможность добровольного сопровождения приемных семей закреплена Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ), согласно которому гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), осуществляемое путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.

В целях обеспечения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации оптимальных условий для успешного введения института социального сопровождения Минтрудом России совместно с Минобрнауки России и Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – Фонд), была разработана модельная программа социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей, которая совместно с методическими рекомендациями по ее применению направлена в регионы. Основной целью указанной модельной программы является повышение качества социального обслуживания семей с детьми и уровня доступности предоставляемых им социальных услуг и социальной помощи в целях раннего предупреждения семейного неблагополучия и сохранения семьи для ребенка.

По данным федерального статистического наблюдения по форме № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в конце 2016 года 887 организаций осуществляли полномочие органа опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (в конце 2015 года - 861 организация), 2785 – предоставляли медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь, не относящуюся к социальным услугам (социальное сопровождение) (в 2015 году – 2791, в 2014 году – 1477).

Эксперты выделяют следующие проблемы, помощь в решении которых необходима приемным родителям: работа с детьми, склонными к побегам и бродяжничеству; адаптация воспитанников к жизни в замещающей семье; коррекционная работа с детьми, склонных к различным девиациям, в том числе к суициду.

Практика регионов показывает, что приемным родителям необходимы регулярные встречи в профессиональных группах поддержки, так называемых «клубах приемных родителей», где замещающие родители со стажем делятся опытом воспитания подопечных. Незаменимы обучающие занятия для уже действующих приемных родителей, тренинги личностного роста, профилактики эмоционального выгорания, по саморегуляции эмоциональных состояний, гармонизации детско-родительских отношений, а также проведение супервизий, рефлексии.

Активное развитие семейного устройства детей-сирот привело к существенному изменению контингента детей в государственном банке данных: более 70% детей подросткового возраста, более 30% детей с ОВЗ и более 50% имеющих братьев и сестер.

В связи с этим система подбора и подготовки родителей, сопровождения сложившихся семей, требует осуществления дифференцированного подхода к подготовке семей, готовых принять на воспитание в том числе детей-сирот, относящихся к категории трудноустраиваемых (дети-инвалиды, сиблинги, подростки).

В рамках организационно-методического обеспечения вопроса об опеке и попечительстве в отношении несовершеннолетних граждан в 2016 году Минобрнауки России разработаны:

  • типовые модули программы подготовки лиц, желающих принять в семью детей с ограниченными возможностями здоровья, старшего возраста и сиблингов;
  • модульные программы сопровождения замещающих семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, старшего возраста и сиблингов.

Для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей в течение регулярно проводятся методические консультации.

Также Минобрнауки России проводятся обучающие семинары для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей. В повестку обучающих семинаров, проведение которых запланировано во всех федеральных округах, также включен вопрос о профилактике жестокого обращения с детьми. В 2016 году были проведены такие семинары для 1500 специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей в шести федеральных округах и заочные курсы повышения квалификации для 1000 таких специалистов.

В настоящее время Минобрнауки России также осуществляется подготовка изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», в Порядок и в Требования.

Также Минобрнауки России осуществляется совершенствование нормативно-правовой базы, в частности, подготовка изменений, которые предполагают установление дополнительных требований к обязанности приемных родителей к регулярному обучению (повышению своей квалификации), к организации сопровождения приемной семьи, к численности и категориям детей, передаваемых на воспитание в приемную семью, к обязанности приемных родителей участвовать в составлении и реализации индивидуального плана развития и социализации ребенка.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочия органа опеки и попечительства по подбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, а также деятельности по сопровождению семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны:

  • принимать исчерпывающие меры по улучшению системы подбора и подготовки родителей, сопровождения семей, в том числе обеспечению преемственности программ подготовки сопровождения;
  • осуществлять дифференцированный подход к подготовке семей, готовых принять на воспитание в том числе детей-сирот, относящихся к категории трудноустраиваемых (дети-инвалиды, сиблинги, подростки);
  • привлекать к подготовке и сопровождению замещающих семей членов ассоциаций – объединений активных приемных родителей, которые готовы и подключаются к сопровождению на этапе адаптации вновь созданных приемных семей;
  • организовывать для членов сообщества приемных родителей регулярные встречи в профессиональных группах поддержки, так называемых «клубах приемных родителей», где замещающие родители со стажем делятся опытом воспитания подопечных; обучающие занятия, тренинги личностного роста, профилактику эмоционального выгорания, по саморегуляции эмоциональных состояний, гармонизации детско-родительских отношений, а также проведение супервизий, рефлексии;
  • своевременно осуществлять обучение, повышение квалификации специалистов, направленное на овладение технологиями сопровождения семей с детьми, склонными к побегам, бродяжничеству, способствующими адаптации воспитанников к жизни в замещающей семье; психопрофилактическую работу с детьми, в том числе склонными к суициду и другим девиациям;
  • организовать деятельность методических объединений на уровне субъектов Российской Федерации, где специалисты органов опеки и организаций, осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, могут распространять свои практические наработки;
  • определить как первоочередной задачу при необходимости оказания родителям содействия в создании надлежащих условий для безопасного воспитания и развития ребенка в семье;
  • определить критерием эффективной работы школ приемных родителей и служб сопровождения замещающих семей уменьшение/исключение возврата ребенка/детей из семьи (вторичного социального сиротства).
Карта сайта