Доклад Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова на расширенном заседании Президиума Государственного Совета по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации»
22 сентября 2023

<...>

Уважаемый Владимир Владимирович!

Такие параметры рынка труда, как уровни занятости и безработицы, профессиональная квалификация, уровень образования соискателей и работников сегодня напрямую влияют на способность поддерживать выбранный вектор и необходимую скорость экономической трансформации.

В начале 2022 года благодаря слаженным действиям работодателей, Правительства и регионов удалось не допустить эскалации напряженности на рынке труда. Стабилизация экономики во второй половине 2022 года и ее последующий рост сопровождается увеличением потребности в кадрах. Сегодня рынок труда характеризуется высокой численностью занятых и исторически низким уровнем безработицы, о чем Вы уже сказали, Владимир Владимирович. По последним данным Росстата, этот уровень – три процента.

Безработица снижается по всем возрастным когортам, и, что особенно важно для рынка труда, она снижается и среди молодежи.

Высокий спрос на специалистов сформировал рынок труда соискателя. Такая ситуация способствует увеличению заработных плат, приводит к росту доходов населения и снижению уровня бедности. Повышение стоимости труда увеличивает и рентабельность инвестиций в технологии, стимулирует повышение производительности труда. Кроме того, конкуренция за сотрудников создает благоприятные условия и для снижения сегмента теневой занятости.

В этих условиях критически важным вызовом для системы образования и занятости становится недопущение неудовлетворенного спроса на труд. Из-за демографического спада 90-х численность граждан в возрасте от 30 до 39 лет снизится к 2030 году на 7,2 миллиона человек. Это возраст, когда достигается высокая производительность труда, а работник максимально склонен к технологическим новациям. При этом численность граждан от 15 до 29 лет в этот же период прирастает почти на три миллиона человек. Это наша демографическое окно возможностей. Это окно возможностей необходимо использовать для сглаживания структурного дисбаланса на рынке труда. Но балансировка возможна только при точном соответствии квалификации молодых специалистов потребностям экономики.

Прирост идет и по другим возрастным группам: на 3,7 миллиона человек увеличится численность граждан от 40 до 59 лет. В этой возрастной когорте тоже велика вовлеченность в экономику, но сохранение потенциала к технологической трансформации опытных работников во многом зависит от развития системы обучения на протяжении всей жизни. Структура спроса на кадры меняется вслед за трансформацией экономики. В прошлые годы происходил переток из реального сектора в сферу услуг. Достаточно привести в качестве примера, что доля занятых в промышленности, сельском хозяйстве и транспорте за последние шесть лет снизилась почти на семь процентов. Необходимость импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета спровоцировали масштабные и быстрые изменения в части востребованности на рынке отдельных профессий. Наибольший спрос на кадры сложился в обрабатывающих предприятиях, в строительстве и на транспорте.

Нуждается в специалистах система здравоохранения, где потребность в кадрах постоянно растет по мере увеличения доли пожилого населения. В перспективе до 2030 года спрос на рабочую силу будет расти, кадровая потребность экономики составит 73,6 миллиона человек. Наибольшая потребность будет в следующих отраслях: обрабатывающее производство – плюс почти 800 тысяч рабочих мест, транспортировка и хранение – плюс 400 тысяч, здравоохранение и социальные услуги – еще 285 тысяч, научная и исследовательская деятельность, а также IT, дадут еще более 430 тысяч рабочих мест.

В ряде отраслей численность занятых сократится, в том числе благодаря разумной маршрутизации выпускников школ и студентов на предприятия, которые относятся к ключевым для экономики отраслям. Но это не удовлетворит в полной мере нарастающий спрос на кадры, необходимо максимальное соответствие образовательных программ и запросов работодателей, обеспечить быструю интеграцию молодых людей на рынок труда, развивать механизм дополнительного профессионального образования для взрослых соискателей и работников, а также содействовать занятости уязвимых на рынке труда групп населения.

Часть решений по этим направлениям уже принята. Речь идет, например, о старте программы «Профессионалитет», это практико-ориентированное образование, которое готовит востребованных специалистов, замотивированных работать по профессии. Полностью была переформатирована и программа переобучения взрослых в рамках национального проекта «Демография». Достигнуты высокие результаты занятости, по итогам обучения более 80 процентов – 86 процентов – трудоустраиваются по завершению обучения.

С 2021 года реализуется программа содействия молодежной занятости, что уже способствовало снижению молодежной безработицы почти в полтора раза. Но есть еще ряд системных решений, которые предлагаем принять.

Первое – это внедрение комплексного прогнозирования потребности в кадрах. Для точного реагирования на запросы экономики необходимо детализировать перспективный спрос, учитывать в планах по развитию территорий в региональных и отраслевых стратегических документах запрос за кадры. Это особенно актуально для наших новых регионов, где уже реализуются масштабные проекты по развитию территорий и экономики.

Для этого предлагаем унифицировать отраслевые стратегии и программы социально-экономического развития регионов, включив в обязательном порядке раздел по необходимой кадровой обеспеченности в разрезе профессий и квалификаций, а также дополнить отчетность работодателей параметрами перспективной потребности в профессиональных кадрах, исходя из их планов инвестиционной деятельности. Формат предоставления данных и рекомендуемая методика расчета потребности будет сформирована совместно с регионами и профессиональным сообществом.

Для того чтобы нейтрализовать риски неудовлетворенного спроса на труд, предлагаем прогноз потребностей в кадрах сделать основным ориентиром при определении контрольных цифр приема по всем направлениям профессионального обучения.

В дополнение к этому предлагаем детализировать квоту приема на целевое обучение по программам высшего образования и закрепить 90 процентов квоты под потребности конкретных предприятий.

Уже принятое решение об открытом конкурсном отборе на целевое обучение сделает этот механизм более прозрачным для абитуриентов, а закрепление квоты сделает его более эффективным для работодателей.

Также предлагается дать возможность нуждающимся в кадрах предприятиям заключать целевые договоры со старшекурсниками СПО, в том числе с предоставлением на время обучения дополнительных мер поддержки.

 

Второй блок решений касается настройки механизмов удовлетворения запросов работодателей на прикладные навыки у молодых специалистов. Ускорение трансформации профессий требует повышения гибкости национальной системы квалификации.

Сложившаяся система отражения требований профстандартов в образовательных программах не позволяет нам оперативно учитывать изменения на рынке труда, создает риски хронического запаздывания.

Поэтому предлагаем пересмотреть подход к формированию профессиональных стандартов, обеспечив их двухкомпонентность. Базовая часть будет определять основные компетенции, типичные в целом для профессии. Вторая, вариативная, – учитывать специализацию и отраслевые особенности, инструменты и используемые в работе технологии на основе анализа запросов работодателей. Это обеспечит оправданный консерватизм в отношении базовых фундаментальных основ профессионального образования, а образовательные компоненты, нацеленные на обучение практическим навыкам, смогут опираться на более подвижную вариативную часть профстандарта, который будет гибко реагировать на изменяющиеся требования к работникам. За счет этой вариативности усилится интеграция профессиональных и образовательных стандартов.

Еще один важный аспект сближения образования и экономики – это производственная практика. Формальное прохождение практики не дает студенту представления о том, чем он будет заниматься. Необходимо повысить доступность реальной практической работы для обучающихся. Сервис «Стажировки и практики» на портале «Работа России» прошел апробацию, и с 1 сентября первые учебные заведения уже работают с общероссийской базой практик. Предлагаем в течение 2024 года поэтапно подключать образовательные организации с учетом особенностей разных учебных треков и настройки сервиса к данному сервису, а с 1 января 2025 года предлагаем сделать оформление практики через портал «Работа России» обязательным для образовательных организаций. Тогда практика станет по-настоящему первой работой выпускника и частью его трудовой истории, а возможно и будущим местом постоянной работы.

Именно успешное трудоустройство и самореализация нашей молодежи – это наша главная общая цель. Поэтому по Вашему поручению, уважаемый Владимир Владимирович, совместно с коллегами из Минпросвещения и Минобрнауки мы подготовили методику рейтингования образовательных организаций, учитывающую востребованность труда их выпускников на рынке.

Первый национальный рейтинг образовательных организаций с привязкой к трудоустройству и уровню заработной платы будет представлен до конца этого года. В основе рейтинга – данные мониторинга трудоустройства, который мы уже ведем на портале «Работа России». Он основан на ретроспективном анализе данных за последние три года.

Данные этого рейтинга предлагается учитывать при распределении контрольных цифр приема за счет средств бюджетов всех уровней.

Третий блок – это совершенствование программ дополнительного образования взрослых. Программа обучения по национальному проекту «Демография» реализуется сегодня по единым принципам во всех 89 регионах нашей страны, включая новые регионы. Перед началом обучения заключается трехсторонний договор с работодателем, что обеспечивает тесную увязку с потребностями заказчика и, следовательно, высокую занятость выпускника в перспективе.

Предлагаем распространить модель трехсторонних договоров на программы дополнительного образования, которые финансируются за счет средств бюджета, как на федеральном, так и на региональном уровне, и сделать ее обязательной, и обязательной сделать регистрацию данных договоров на портале «Работа в России». Это позволит анализировать эффективность предлагаемых за счет бюджета программ переобучения и оценивать их с точки зрения их вклада в экономику.

Кроме того, учитывая сложившийся профессионально-квалификационный дисбаланс на рынке труда, предлагаем расширить доступ к программам переобучения, распространив этот механизм на всех соискателей, готовых трудоустраиваться по приоритетным для рынка труда направлениям. Считаем, что эти приоритетные направления будут утверждаться решением Правительства.

Одновременно предлагаем законодательно закрепить возможность заключения подобных ученических договоров и без участия государства, то есть дать возможность компаниям также выступать инвестором в карьеру работника, оплачивая обучение с гарантией трудоустройства или повышения оплаты труда.

Четвертое – повышение вовлеченности в экономику незанятых жителей регионов с высоким уровнем безработицы. Высокая безработица в ряде субъектов складывается на фоне высокой доли соискателей, не имеющих достаточной квалификации, а также отсутствия необходимого количества рабочих мест. Предлагаем в индивидуальных программах развития этих субъектов предусмотреть мероприятия по профессиональному развитию молодых людей и взрослых соискателей, а для помощи в трудоустройстве за пределами региона стимулировать привлечение соискателей через программу субсидирования найма и трудовой мобильности.

Кстати, с начала года такие программы помогли найти работу более 40 тысячам специалистов. Этот механизм способен внести еще больший вклад в снижение напряженности на рынке труда. Мы предлагаем расширить действия программы содействия трудовой мобильности, включив в нее не только предприятия оборонно-промышленного комплекса, но и организации из других приоритетных для экономики отраслей.

Пятое – содействие профессиональной самореализации граждан с ограниченными возможностями по здоровью. На текущий день созданы необходимые правовые условия для профессиональной самореализации граждан с инвалидностью, пересмотрен механизм квотирования рабочих мест, внедрен электронный кадровый документооборот, регламентирована дистанционная занятость. Но не всегда работодатели готовы организовывать рабочие места для сотрудников с особыми потребностями. Поэтому предлагаем одновременно ввести административную ответственность за незаполнение выделенных для инвалидов квоты, которые предусмотрены в рамках действующего законодательства, и предоставить дополнительную государственную поддержку предприятиям в целях адаптации рабочих мест для граждан с инвалидностью.

Завершая свой доклад, уважаемый Владимир Владимирович, хотел бы затронуть еще один важный аспект – это системная работа по популяризации востребованных профессий и отраслей. Такие проекты как Всероссийская ярмарка трудоустройства, промышленный туризм позволяет учащимся и их родителям, да и взрослым соискателям ориентироваться в перспективах рынка труда. Чемпионаты и профессиональные конкурсы дают мотивацию к профессиональному развитию.

Простой пример. В этом году впервые прошла Всероссийская ярмарка трудоустройства. В нее активно включились работодатели, которые презентовали свои компании и вакансии, по большому счету провели достаточно масштабную информационную кампанию по востребованным сегодня профессиям. Как результат: на двух этапах этой ярмарки приняли участие более 800 тысяч человек и более 100 тысяч нашли себя на этих предприятиях, то есть были трудоустроены.

Важно открывать двери, показывать, как выглядит современное производство, рассказывать о корпоративных программах, и такое информирование нужно для соискателей любых возрастов, но особый акцент в этой работе нам нужно делать на молодежь.

<...>

Источник: Kremlin.ru 

Материалы по теме