Требования антикоррупционного законодательства планируется распространить на работников хозяйственных обществ госкорпораций и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед региональными органами власти и органами местного самоуправления
26 сентября 2016

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы Минтруд России подготовил законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части совершенствования ограничений, запретов и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции для работников организаций)».

Проектом федерального закона вносятся изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О противодействии коррупции» и «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ  «О противодействии коррупции» одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

В настоящее время антикоррупционные стандарты установлены для работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (на практике это ФГБУ, ФКУ, ФГУП и автономные учреждения). При этом для работников указанных организаций регионального и муниципального уровня антикоррупционные стандарты отсутствуют.

Законопроектом предлагается распространить на отдельные категории работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, следующие антикоррупционные стандарты:

  • обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (включая введение контроля за соответствием расходов доходам),
  • обязанность уведомлять о конфликте интересов и принимать меры по его недопущению и урегулированию,
  • запрет получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), за исключением подарков на официальных мероприятиях.  

Непредоставление сведений или представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах для претендующих является основанием для отказа в приеме на работу, а для работающих лиц является правонарушением, влекущим освобождение от замещаемой должности.

Законопроектом также предлагается распространение аналогичных антикоррупционных стандартов для работников организаций, созданных государственными корпорациями (компанией) (Росатом, Ростех, Роскосмос, ВЭБ, АСВ, Фонд ЖКХ, Автодор).

Принимая во внимание сферу деятельности и цели создания государственных корпораций (компаний), а также наличие у них полномочий по осуществлению от имени Российской Федерации прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, по преобразованию указанных предприятий в открытые акционерные общества, по проведению проверок (инспекций) учреждений корпорации, акционерных обществ корпорации и их дочерних и зависимых обществ, подведомственных предприятий, введение антикоррупционных стандартов для работников организаций, входящих в систему государственных корпораций (компаний), является необходимым.

Ограничения, запреты и обязанности, предусмотренные законопроектом, распространятся на руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера организации, а также на другие должности, трудовые обязанности по которым предусматривают осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, осуществление государственных (муниципальных) закупок.

Материалы по теме