Тезисы выступления первого замминистра Сергея Вельмяйкина на Международной научно-практической конференции «Мир труда в XXI веке»
23 сентября 2014

Безусловным приоритетом Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу является реализация Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., два из которых непосредственно адресованы социально-трудовой сфере («О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»).

Мероприятия, предложенные в этих Указах включены в три государственные программы Российской Федерации, утвержденные Правительством Российской Федерации в новой редакции в апреле этого года – «Содействие занятости населения», «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда».

Государственные программы призваны решить важнейшие социальные задачи:

  • предотвратить рост напряженности на рынке труда;
  • повысить уровень оплаты квалифицированного труда;
  • усилить защиту трудовых прав граждан, в том числе в сфере охраны труда;
  • повысить доступность социального обслуживания населения;
  • повысить уровень благосостояния граждан, получающих социальную поддержку государства;
  • создать для инвалидов благоприятные условия для жизни и работы.

Несмотря на негативные внешние факторы, социальная ситуация в стране остается стабильной.

В августе этого года уровень общей безработицы составил 4,8% от численности экономически активного населения и снизился по сравнению с августом 2013 г. на 0,5 процентных пункта. Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, на конец августа 2014 г. составила 836 тыс. человек и снизилась по сравнению с августом прошлого года почти на 10%.

Почти на 21% возросло количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости - с 1,8 млн. на конец июля 2013г. до 2,2 млн. на конец июля 2014 года.

За 8 месяцев этого года реальная заработная плата выросла на 2,9%.

В современных условиях безусловным экономическим приоритетом Правительства Российской Федерации является создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Вновь созданные и модернизированные рабочие места должны иметь более высокую производительность, а работники на этих рабочих местах - получать более высокую заработную плату.

Правительством Российской Федерации 9 июля 2014 г. утвержден план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

Особое место в плане отведено вопросам создания условий для профессионального развития работников и реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов.

Профессиональное развитие работников и повышение мобильности трудовых ресурсов.

В 2014-2016 годах будут выполняться мероприятия, предусмотренные планом по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению.

Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям организована работа по экспертизе профессиональных стандартов, подготовленных с участием Общероссийских объединений работодателей. В 2014 году организована работа по подготовке 340 профессиональных стандартов, в 2015 году – 208 профессиональных стандартов.

В ближайшее время будет утвержден национальный классификатор (перечень) видов профессиональной деятельности с учетом их востребованности на рынке труда.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования будут пересмотрены.

В конце этого года в законодательство о занятости населения будут внесены изменения, направленные на совершенствование правового регулирования трудоустройства граждан за пределами места постоянного проживания.

В целях решения задачи повышения трудовой мобильности граждан Правительство Российской Федерации 24 апреля 2014 г. утвердило План мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014-2018 годы (распоряжение № 633-р).

Главной целью этих мероприятий является поддержка работодателей при привлечении трудовых ресурсов, в первую очередь, в регионы (территории), в которых реализуются значимые инвестиционные проекты, из других субъектов Российской Федерации.

Предложен следующий механизм.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются полномочиями по содействию работодателям в привлечении трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, а также правом разрабатывать и реализовывать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий для привлечения трудовых ресурсов.

Органы местного самоуправления наделяются правом реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования на указанные цели.

Работодателю предоставляется сертификат стоимостью 225 тыс. рублей, дающий право на привлечение трудовых ресурсов из других регионов.

Заключается трудовой договор. Работнику выплачивается заработная плата. Работодатель платит за работника в государственные внебюджетные фонды. Если в течение 3-х месяцев соблюдаются все необходимые условия, то работодатель получает оплату выданного сертификата.

Предполагается, что в 2015 году с помощью этого механизма будет привлечено в пилотные регионы, которые определит Правительство Российской Федерации, 15 тыс. человек. Расходы федерального бюджета на эти цели составят 2,25 млрд. рублей.

Планируется, что в 2018 году численность граждан, переехавших в другую местность, увеличится в 10 раз и составит примерно 150 тыс. человек.

Охрана труда.

Высокопроизводительные рабочие места должны быть безопасными и защищенными от воздействия вредных производственных факторов.

Первый шаг в этом направлении уже сделан.

В рамках реализации концепции реформирования пенсионной системы законодательно сформирован современный инструмент в сфере управления охраной труда – специальная оценка условий труда.

28 декабря 2013 г. Президентом Российской Федерации подписаны Федеральные законы № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

С принятием данных Федеральных законов в Российской Федерации введена единая процедура оценки условий труда, позволяющая объективно выявить и оценить условия труда  на рабочих местах.

Результаты специальной оценки условий труда позволят включить механизмы экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников на производстве.

Во-первых, работникам, занятым во вредных условиях труда,  устанавливаются гарантии и компенсации (сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенный размер оплаты труда) по принципу: «Чем выше уровень вредности, тем больший объем защитных мер предоставляется работнику».

Во-вторых, размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд  увязаны с условиями труда и  установлены по принципу: «Чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте – тем ниже тариф».  В случае обеспечения безопасных условий труда работодатель освобождается от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительным тарифам.

В-третьих, если работодатель улучшает условия труда, снижает уровень вредности, тем больший размер скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний он будет получать.

В-четвертых, если на рабочих местах не выявлены вредные факторы, работодатель обеспечил безопасные условия труда, то в отношении таких рабочих мест введена процедура декларирования их соответствия требованиям охраны труда. Это позволяет не проводить дорогостоящие процедуры  по измерению вредных и опасных производственных факторов  и существенно сократить расходы предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса.

Одновременно в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены поправки, повышающие роль социального партнерства в защите работников, занятых во вредных условиях труда,

а) продолжительность рабочего времени работника, занятого во вредных условиях труда, продолжительность его ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также конкретные размеры повышения его оплаты труда устанавливается на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда;

б) на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, занятого во вредных условиях труда, может быть преодолена сокращенная продолжительность рабочего времени работника с выплатой ему отдельно устанавливаемой денежной компенсации, размеры которой установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором.

Кроме того, на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, занятого во вредных условиях труда, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающая минимальную продолжительность, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией.

Следующими шагами в направлении обеспечения безопасности работников на производстве должны быть:

1. Выявление архаичных производств с «грязными» технологиями и устаревшим оборудованием, являющимся источником вредных факторов и разработка мер по модернизации таких производств.

Указанное направление определено Перечнем поручений Президента Российской Федерации о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста и будет реализовано при проведении специальной оценки на рабочих местах основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи. Минтрудом России уже начата работа по подготовке изменений законодательства о специальной оценке условий труда, обеспечивающих безусловное  проведение в 2015 – 2016 годах специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах.

2. Переход от доктрины абсолютной безопасности к объективной оценке и снижению профессиональных рисков на конкретных рабочих местах.

Минтруд России приступил к разработке концепции проекта федерального закона о безопасности и гигиене труда.

Заработная плата.

Важнейшим приоритетом в работе Правительства Российской Федерации является повышение заработной платы работников бюджетной сферы в увязке с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Для этого в рамках отраслевых и региональных планов мероприятий («дорожных карт») изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности сферы культуры, образования и науки, здравоохранения, социального обслуживания населения на 2013-2018 годы введены взаимоувязанные системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждений и работника, а также определены «линейки» роста заработной платы по отдельным категориям работников, повышение заработной платы которых предусмотрено Указами Президента Российской Федерации, мероприятия по оптимизации неэффективных организаций и программ.

По данным Росстата в первом полугодии  2014 г. средняя заработная плата учителей в школах, педагогов в детских садах, врачей и среднего медицинского персонала выросла по сравнению с первым полугодием 2013 г. на 17%, а социальных работников – на 31,5%.  Работа по совершенствованию оплаты труда бюджетников продолжается. Параметры, поставленные в Указе Президента Российской Федерации, будут, безусловно, достигнуты.

Защита трудовых прав и ратификация Конвенций МОТ.

Государственной Думой рассматривается ряд законопроектов о защите трудовых прав граждан и ратификации международных конвенций. Среди них проект федерального закона об усилении ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы, допуске к педагогической деятельности, приемлемого соотношения между средней заработной платой отдельных категорий руководителей и средней заработной платной работников организаций и другие.

Одним из приоритетных направлений в социальной сфере является решение вопроса о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования и выравнивание нагрузки на работодателя в связи с наймом на работу иностранных и российских граждан.

Российской Федерацией ратифицировано 70 Конвенций МОТ, включая 8 основополагающих, 51 из них – в силе. За последние 4 года были ратифицированы 11 Конвенций.

24 июня 2014 г. Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу проект федерального закона «О ратификации Конвенции 1976 года «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (Конвенции № 144).

До конца 2014 года Минтруд России планирует внести в Правительство Российской Федерации на ратификацию Конвенцию № 121 об обеспечении в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием (Конвенция № 121).

В заключение хотелось бы вернуться к уже упоминавшейся теме развития социального партнерства. Согласен с тем, что решения, принимаемые на рынке труда не могут приниматься только одним игроком. Как правило это решения многосторонние, учитывающие мнения и интересы государства, работника, работодателя, образовательного учреждения и т.д. И конечно решение любой задачи в сфере труда – есть результат компромиссов, выбора из множества возможных мер и рычагов воздействия таких, которые не только окажутся в высшей степени эффективными здесь и сейчас, но, в первую очередь таких, которые обеспечат достижение поставленных целей в долгосрочной перспективе. 

Материалы по теме