64 региона приняли программы улучшения условий и охраны труда, соответствующие типовой программе
13 августа 2013

Об этом заявил первый замминистра Сергей Вельмяйкин на селекторном совещании, посвященном реализации региональных программ улучшения условий и охраны труда.

Он напомнил, что Правительством России дано поручение  всем регионам принять собственные программы улучшения условий и охраны труда в соответствии с Типовой программой, которая была разработана Минздравсоцразвития России и направлена во все регионы в конце 2011 года.

«Дополнительным стимулом для активизации этой деятельности стала работа по выполнению поручений, изложенных в Послании Президента России Федеральному собранию, касающихся создания и модернизации рабочих мест, разработке программ замещения рабочих мест с вредными условиями труда,   отметил Сергей Вельмяйкин. Правда, несмотря на то, что большинство регионов разработали и утвердили собственные программы, в ряде субъектов РФ эта работа до сих пор не завершена».

В настоящее время в 64 субъектах Российской Федерации приняты программные документы, которые в целом соответствуют Типовой программе. В 13 регионах отсутствуют действующие программы, в девяти из них разработаны проекты программ на основе Типовой программы, которые находятся в стадии согласования и утверждения. В шести субъектах РФ действующие программы не соответствуют Типовой программе.

Основные несоответствия связаны с предлагаемыми критериями оценки и программными мероприятиями. В трети программ не предусмотрены мероприятия по совершенствованию лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

В качестве недостатков данных программ Сергей Вельмяйкин также указал отсутствие должного финансирования за счет средств региональных бюджетов. В соответствии с Типовой программой предусматривается, что финансирование может осуществляться из различных источников: за счет средств работодателей, регионального и федерального бюджетов, Фонда социального страхования РФ.

«В нескольких регионах в 2012 году программы не были подтверждены финансированием, а в ряде субъектов финансирование осуществляется в основном за счет средств ФСС России, которые направляются работодателями на финансовое обеспечение предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний», подчеркнул Сергей Вельмяйкин.

На селекторном совещании было отмечено, что пока преждевременно говорить об эффективности программ, поскольку большинство из них начали полноценно реализовываться только в 2012 году. Однако по итогам прошлого года отмечена некоторая положительная динамика: при увеличении уровня финансирования одновременно наблюдается снижение численности пострадавших. 

Справочно:

В целом по Российской Федерации в 2012 году уровень производственного травматизма снизился. Число погибших в результате несчастных случаев на производстве по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 27 % (на 1 104 погибших).

Снижение числа погибших на производстве в 2012 году по сравнению с 2008 годом произошло в 71 субъекте Российской Федерации, в том числе наиболее существенное снижение числа погибших отмечено в организациях Мурманской, Иркутской, Магаданской, Свердловской, Кемеровской, Томской, Липецкой областей, Удмуртской Республики, Пермского, Красноярского, Хабаровского, Приморского, Краснодарского краев, Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Санкт-Петербурга и ряда других субъектов Российской Федерации.

В 2012 году в целом по Российской Федерации погибло 2 999 работников. Увеличение числа погибших на производстве в 2012 году по сравнению с 2008 годом зарегистрировано в 8 регионах, в том числе в Воронежской области, г. Москве, Рязанской области. Число погибших в первом полугодии 2013 года сократилось до 984 работников (аналогичный период 2012 года - 1038 работников).

Основными причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедшими в 2013 году в хозяйствующих субъектах Российской Федерации, явились:

  • неудовлетворительная организация производства работ;
  • нарушения правил дорожного движения;
  • нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда;
  • нарушение технологического процесса;
  • недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда.

Таким образом, ежегодно из общего числа происходящих в хозяйствующих субъектах Российской Федерации несчастных случаев на производстве, в том числе с тяжелыми последствиями, более 70 % (в 2013 году – 75,4 %) происходит по организационным причинам, исключительно связанным с управлением производством в целом и организационным обеспечением охраны труда, в частности, обусловленным так называемым «человеческим фактором», тогда как по причинам технического характера (конструктивные недостатки оборудования, несовершенство технологических процессов, эксплуатация неисправных машин и механизмов, неудовлетворительное техническое состояние зданий и сооружений и т.д.) происходит не более 10 % несчастных случаев на производстве (в 2013 году – 8,7 %).

Одновременно с этим, состояние условий труда по-прежнему сохранило тенденцию к ухудшению. Удельный вес числа работников, занятых во вредных условиях труда, на конец 2012 года составил 31,8 % (в 2008 году – 26,2 %).

Наиболее высокий удельный вес работающих во вредных условиях труда в Сибирском (40,5 %), Дальневосточном (40,1 %) и Уральском (38,5 %) федеральных округах, причем в Дальневосточном федеральном округе показатели превышали среднероссийский уровень во всех входящих в него регионов.

Из субъектов Российской Федерации наиболее высокие показатели удельного веса численности работников, занятых во вредных условиях труда, наблюдались в Кемеровской области (58,1 %), Еврейской автономной области (50,5 %), Республике Хакасия (49,2 %), Челябинской области (46,8 %), Вологодской области (46,3 %), Архангельской области (45,7 %).