Министр Максим Топилин: Необходимо поддержать рождаемость дополнительными мерами
10 июня 2015

Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина на селекторном совещании по проблемам демографической политики под руководством Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева

М.Топилин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги, участники селекторного совещания! Действительно, те меры, которые были приняты начиная с 2006–2007 годов, и это подтверждают эксперты, позволили достичь результатов, которые даже превысили те ожидания, что мы прогнозировали в начале реализации демографической программы.

Я остановлюсь на теме рождаемости. За последние пять лет мы продолжали наблюдать позитивную динамику, несмотря на то, что уже три года какминимум численность женщин в самом активном репродуктивном возрасте, это 20–29 лет, уже начала снижаться. На этом фоне, безусловно, мы исходим из того, что меры поддержки семей (это и материнский, семейный капитал, и пособие по уходу за ребёнком до полутора лет, и с 2013 года это пособие на третьего ребёнка) – это серьёзнейший стимул и серьёзнейшее подспорье для решения вопросов рождаемости.

Действительно, в регионах уже вышли на стандартную выплату пособия на третьего ребёнка, и это пособие составляет около 8 тыс. рублей. Но если сравнивать его с пособием до трёх лет, это, Дмитрий Анатольевич, почти 300 тыс. рублей за три года, это две трети маткапитала, если по объёму сравнивать.

Д.Медведев: Максим Анатольевич, давайте лучше по проблемам сейчас пройдёмся. О достижениях я уже сказал.

М.Топилин: Ключевые проблемы, которые мы видим, это то, что всё-таки в предстоящие пять-шесть лет  у нас будет продолжать снижаться количество женщин от 20 до 29 лет...

Д.Медведев: До 2021 года.

М.Топилин: До 2021 года. Вот есть слайд. И у нас от 20 до 24 и от 25 до 29 лет (это самый активный репродуктивный возраст) общее снижение составит порядка 3 млн человек, где-то с 11 до 7,5 млн человек количество женщин уменьшится.

Мы анализируем те меры, которые принимают регионы. Регионы самостоятельно принимают ряд дополнительных мер. Вот слайд, который показывает, как в регионах складывается ситуация и как она меняется, и говорит о том, что, даже несмотря на то, что количество женщин снижается… В регионах разные тенденции. Если мы посмотрим на опыт Калуги, Тулы,Новгородской области, которые принимают ещё дополнительные свои меры по поддержке прежде всего семей с детьми, молодых семей, студенческих семей, и вводят пособия, новые виды пособий, от 1,5 до трёх лет (на федеральном уровне у нас такого пособия нет) на второго ребёнка, как я уже сказал, для студенческих семей, то есть такие точечные, адресные выплаты, то в этих регионах, как мы видим, несмотря на непростую демографическую ситуацию, увеличивается рождаемость при общем снижении количества женщин в репродуктивном возрасте.В ряде других регионов (это, допустим, Кемеровская область, Алтайский край, которые Вы назвали, Ивановская область) такие меры не принимаются, и мы исходим из того, что в принципе нам нужно продумать вопрос, связанный либо с федеральной поддержкой, либо с региональной отработкой этих мер. Мы этим с регионами постоянно занимаемся. И практика и статистика показывают, что можно предотвратить определённым образом эти предстоящие негативные ситуации.

Есть меры, которые регионы принимают по поддержке семей при получении ими ипотечных кредитов. Например, в Хабаровском крае списывают кредит при достижении ребёнком трёх лет.

То есть инструменты, ресурсы и возможности, несмотря на то что ситуация ухудшается, есть. Мы исходим из того, что необходимо проработать вопрос – этот вопрос уже ставился, – связанный с продлением материнского (семейного) капитала. Мы исходим из того, что это решение необходимо принимать, и здесь, как нам кажется, не может идти речь о каких-то критериях нуждаемости, потому что материнский (семейный) капитал – его действие для вторых детей, которые родятся, заканчивается в 2016 году. Всё-таки это программа длинная, а нуждаемость мы обычно меряем по определённой точке – в месяц, но за материнским капиталом можно и через пять лет обратиться, поэтому здесь могут быть какие-то специальные движения, с тем чтобы снизить доходность семьи.

И поэтому, как нам кажется, здесь нуждаемость не должна играть роли, и очень важно это решение принять, оно обеспечит нам рождение вторых детей в когорте женщин от 30 до 40 лет. Там есть ещё потенциал, на миллион человек будет расти количество женщин, и там потенциал для вторых детей тоже есть, его надо будет поддерживать.

Вообще, в принципе эксперты, когда мы с ними общаемся, говорят о том, что нужно постоянно меры наращивать, раз у нас есть такой риск. Мы с регионами в этом направлении работаем, и в рамках подготовки плана на 2016–2020 годы мы все эти меры будем обсуждать, отрабатывать и Вам докладывать.

Мы исходим из того, что мы должны удержаться по рождаемости в перспективе до 2021 года на уровне порядка 1,75–1,8 млн рождений. Но всё-таки хотел бы отметить (это тоже на слайдах есть): мы очень сильно отстаём от европейских стран по смертности, и нам, безусловно, надо принимать меры, о которых Вероника Игоревна, наверное, расскажет.

По госпрограмме «Здравоохранение» к 2020 году у нас должен быть общий коэффициент смертности 11,4, сейчас это 13,1. 11,4 – это означает около 1,7 млн смертей в год. Вот если мы сможем поддержать рождаемость на уровне 1,75–1,8 млн дополнительными мерами – без них, как нам кажется, не обойтись – и всё-таки найти резервы снижения смертности, то при таком прогнозе мы сможем удержаться и в рамках естественного прироста, хоть и небольшого. Эти меры надо принимать. <...>

Источник: Правительство РФ

Материалы по теме