Министр Максим Топилин: Целью семейной политики является создание для семьи благоприятных условий для рождения и воспитания детей
08 августа 2014

Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике

М. Топилин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые члены президиума Совета, уважаемые коллеги! Концепция семейной политики разработана в соответствии с планом первоочередных мероприятий на 2014 год по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, которая утверждена указом Президента Российской Федерации. Готовя проект концепции, мы привлекли, безусловно, специалистов различных министерств и ведомств. Достаточно плотно, как нам кажется, работали с представителями профессионального сообщества, с общественными организациями, с депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, с представителями различных научных и некоммерческих организаций. Эта работа велась в течение года, и мы постоянно на площадках Минтруда, на площадках тех организаций, о которых я сказал, обсуждали с коллегами предложения в текст концепции.

15 мая мы обсудили проект концепции на общественном совете, в принципе он был поддержан, и мы его продолжали дорабатывать уже с министерствами и ведомствами.

Хотел бы сказать: в принципе все эксперты сошлись во мнении, что кризис семьи, который наблюдался в конце 1990-х – начале 2000-х годов и был выражен в усилении малодетности, снижении количества рождений, что, соответственно, сказывалось на демографической ситуации, росте неустойчивости браков, ослаблении семейных связей, – всё это в принципе осталось в прошлом, и сегодня мы имеем достаточно позитивную ситуацию в этой сфере. На это, безусловно, повлияли все те мероприятия, которые были проведены начиная с 2007 года. Скажу лишь о некоторых из них: это и введение в 2007 году материнского (семейного) капитала, и введение тех мер поддержки семей, пособий для неработающих граждан, которых до 2007 года в принципе не существовало (были только страховые пособия для работающего населения, для работающих женщин), это и введение регионального материнского капитала с 2010 года. Уже порядка 88 тыс. семей в рамках регионального материнского (семейного) капитала воспользовались этими мерами поддержки. Последнее нововведение – пособие на третьего ребёнка, которое сейчас финансируется регионами, а федеральный бюджет оказывает соответствующую финансовую помощь субъектам. Мы каждый год предусматриваем соответствующие средства в федеральном бюджете. Эта мера тоже оказывает очень позитивное, на наш взгляд, влияние как на социальную поддержку семьи, так и на состояние доходов семьи.

Введены налоговые преференции, также введены меры поддержки детей-сирот, дополнительные меры по поддержке семей, которые усыновляют, принимают в свои семьи детей, прежде всего детей-инвалидов, братьев и сестёр. Это тоже одни из последних новаций, которые были введены как меры материальной поддержки в прошлом году. Из федерального бюджета теперь на эти цели выделяется по 100 тыс. рублей, никогда раньше таких мероприятий не реализовывалось.

Также, безусловно, положительную роль сыграли меры в сфере здравоохранения – введение перинатальных центров, различных видов диагностики (о чём Вы, Дмитрий Анатольевич, сказали в своём выступлении) – это ключевое мероприятие, которое тоже никогда раньше не реализовывалось. Это вопросы, связанные с развитием детских садов. Задача, которая перед нами стоит, – полное закрытие очереди в детских садах к 2016 году.

В результате мы имеем позитивные демографические показатели – рост суммарного коэффициента рождаемости. Количество рождений за последние семь лет увеличилось на 30%, продолжается…

Д.Медведев: Максим Анатольевич, извините, что вас перебиваю. Я просто посмотрел концепцию, мы посоветовались… Мы говорим о том, что мы должны полностью закрыть очередь в определённый период, но мы имеем в виду очередь от трёх до семи лет. А вот как раз в нашей с вами концепции говорится о том, что потребность семей в дошкольных образовательных организациях, то есть в детских дошкольных учреждениях в возрасте до трёх лет, оценивается экспертами как более актуальная и значимая, чем для детей старше этого возраста. Но это почему произошло? Вот мы сейчас обменялись впечатлениями. Потому что мы, конечно, занялись детскими садиками в возрасте от трёх до семи. Изначально это было всё равно важнее, потому что женщины всё-таки хотят работать, когда дети у них становятся более взрослыми. Но сейчас эта задача выдвигается на передний план. Я просто, что предлагаю сделать? Во-первых, нам не говорить о том, что мы полностью закрываем эту проблему, хотя бы потому, что кроме текущей очереди, есть всё-таки проблема, связанная с детьми до трёх лет, а мы должны более точно выражать здесь свои мысли. И второе: может быть, всё-таки подготовить предложения о том, как нам решать и эту проблему. Она не такая кричащая, как детские сады для детей от трёх до семи, но она всё равно важная. Вот обратите на это внимание.

М.Топилин: Конечно, Дмитрий Анатольевич. Мы как раз одними из мероприятий, направлений развития на перспективу предусматриваем то, что экспертами подчёркивается. Как Вы сказали, эта проблема решается для детишек от трёх до семи лет, но при этом мы не должны забывать о том, что есть потребность и в ясельных группах, и  такая проблема тоже перед нами стоит.

Д.Медведев: И чего нельзя допускать – что иногда, к сожалению, встречается, и мы на это обращали внимание, – чтобы ясельные группы перепрофилировали в места обычные детсадовские, то есть вместо яслей у нас возникали просто группы от трёх до семи лет.

М.Топилин: Да. Поэтому в принципе  меры последних лет, прежде всего меры материального стимулирования, требующие достаточно серьёзного количества финансовых ресурсов, в основном реализованы, но мы при этом констатируем, что у семей, безусловно, остаются проблемы, связанные с получением различных услуг со стороны государства, и, с другой стороны, проблемы специфического характера, которые связаны с жизнедеятельностью конкретной семьи.

Говоря о тех проблемах, на которых нам предстоит остановиться и уделить им особое внимание, выделю таких несколько. Во-первых, это всё-таки то, что у нас остаётся нерешённым до конца вопрос, связанный с доходами семей с детьми. Известно, что при рождении детей, безусловно, сокращаются среднедушевые доходы семьи, и, по последним данным, по данным статистики, у нас из всего массива тех граждан, которых мы относим к бедным (это 13 млн человек), 62% – это как раз семьи с детьми. Поэтому мы предполагаем уделять этой проблеме достаточно серьёзное внимание и обсуждали разные способы решения этой проблемы.

Во-вторых, это проблема, которая сохраняется с точки зрения обеспечения жильём, особенно молодых и многодетных семей. Также это вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем женщин, что часто, как мы знаем, сказывается на семейных взаимоотношениях, на сохранении семьи, развитии семей, и, безусловно, это всё, что связано с внутрисемейными конфликтами, в результате которых зачастую нарушаются права и законные интересы детей.

Безусловно, ещё одна тема, на которую эксперты обращают самое непосредственное внимание, – необходимы меры по поддержке престижа, повышению престижа семейного образа жизни.

Мы в концепции предусмотрели, что целью семейной политики является создание для семьи благоприятных условий для рождения и воспитания детей, сохранения здоровья, преодоления трудностей, которые могут возникать, в том числе и экономического характера. К традиционным семейным ценностям в рамках концепции относятся ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемого супругами с целью рождения и совместного воспитания детей, основанного на заботе и уважении к друг другу, к детям, родителям, характеризующегося добровольностью, совместным бытом, устойчивостью брака, связанной со взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.

Сразу скажу, Дмитрий Анатольевич, что над этой конструкцией, над этой формулировкой достаточно долго эксперты работали, и мы попытались здесь учесть все необходимые позиции. Именно в такой формулировке традиционные семейные ценности нашли отражение в концепции. Я думаю, эксперты могут высказать дополнительные предложения, мы с ними готовы работать.

Что касается вопросов, связанных с уровнем доходов семей, с повышением экономической самостоятельности семьи, мы исходим из того, что в принципе меры материальной поддержки семьи на федеральном уровне, на уровне регионов сложились на достаточном уровне. И в принципе мы должны в большей степени сегодня работать именно над выявлением семей, которые находятся в неблагополучной ситуации, и работать не путём введения дополнительных пособий, не путём введения дополнительных каких-то преференций, а в основном работать по выявлению различных ситуаций в семьях.

Как Вы уже сказали, у нас появился очень хороший инструмент – это социальный контракт. Мы его ввели два года назад, и могу сказать, что в прошлом, 2013 году объём заключённых социальных контрактов увеличился в пять раз. То есть эта мера поддержки и мера такой адресной работы находит очень серьёзное развитие в субъектах Российской Федерации. При этом мы исходим из того, что регионы должны в принципе более адресно работать по социальному контракту именно с семьями с детьми. Сейчас этот вид работы распространяется, но, когда мы работаем с субъектами Российской Федерации, зачастую в условиях тех сложностей, с которыми они сейчас сталкиваются в финансовом плане, многие субъекты ставят вопрос о том, что можно было бы в перспективе подумать над тем, чтобы было введено некое софинансирование со стороны федерального бюджета, тогда, безусловно, эта мера была бы гораздо более распространена в регионах. Мы эту тему будем продолжать обсуждать как возможный вариант развития этого инструмента.

Также в рамках адресной поддержки семьи предусматривается развитие таких форм поддержки, как опыт, допустим, Санкт-Петербурга. Мы начали его изучение – очень позитивная, на мой взгляд, конструкция. В Санкт-Петербурге предусматривается перевод средств на специальные пластиковые карты, тем самым обеспечивается адресность использования мер по поддержке семей – именно непосредственно для целей приобретения детских товаров, товаров первой необходимости. Понятно, что в Санкт-Петербурге эту меру было проще реализовывать, потому что достаточно компактно расположена торговая сеть. Но вместе с тем сейчас мы эту работу начали, и мы считаем, что в этом направлении необходимо двигаться.

Что касается задач, связанных с улучшением жилищных условий семьи, безусловно, в рамках тех мероприятий, которые приняты уже Правительством, будет продолжаться работа по предоставлению ипотечных кредитов и реализации соответствующей государственной программы.

И мы также продолжаем работу с регионами, с тем чтобы распространять опыт регионов, который позволяет поддержать семьи с детьми при рождении детей. И такие инструменты применяются, например, в Хабаровском крае – при рождении третьего ребёнка и последующих детей гражданам предоставляется за счёт краевого бюджета социальная выплата на погашение остатка основного долга по жилищному кредиту.

Такие же меры принимаются в Удмуртской Республике. Мы полагаем, что такие инструменты при наличии возможностей в регионах будут развиваться, и мы сможем тем самым также расширять меры по поддержке семей именно тогда, когда рождается третий и последующий ребёнок, но где-то это могут быть и несколько другие варианты.

Также мы предусматриваем в рамках совершенствования работы по материнскому (семейному) капиталу рассмотреть возможность снижения срока… Сейчас у нас существуют ограничения при получении первоначального взноса – три года и не существует ограничений в течение этого срока при погашении ставок по кредитам. Мы предполагаем, что можно было бы в перспективе рассмотреть вопрос, связанный с тем, чтобы первоначальный взнос также граждане могли вносить за счёт материнского (семейного) капитала не по истечении трёх лет, а сразу после рождения ребёнка. Безусловно, сохранение материнского и семейного капитала после 2016 года также нами рассматривается как мера по поддержке семей и чтобы продолжать те направления, которые уже показали свою состоятельность и которые пользуются очень серьёзной поддержкой у населения.

Одна из задач, которую предусматривается решать в рамках концепции, – это вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем женщин. В этих целях предлагается развитие сестринского патроната для женщин и новорождённых после выписки из акушерского стационара, дальнейшее совершенствование профилактических мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья среди молодёжи, разработка обучающих программ для школьников в рамках курса основ безопасности жизнедеятельности. Это также те мероприятия, которые мы проводим по занятию физической культурой и спортом. Также мы предполагаем в рамках данной работы подготовку проекта закона об отдыхе и оздоровлении детей. Мы исходим из того, что такая потребность назрела и то, что у нас сейчас происходит…

Д.Медведев: Я тоже отметил. А что в этом законе будет? Там будет какое-то нормативное содержание или это будет набор деклараций?

М.Топилин: Нет, Дмитрий Анатольевич, мы сейчас как раз приступили к написанию его концепции. Мы исходим из того, что мы должны будем соответствующим образом предусмотреть полномочия на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, с тем чтобы было понятно, кто за что отвечает и как это будет организовано.

Д.Медведев: Но только это должны быть исполнимые полномочия. Понимаете, даже в советские времена такого закона не было, хотя тогда общественные фонды потребления покрывали практически всю страну. Ещё раз говорю, чтобы это всё-таки был нормативный закон, а не набор принципов.

М.Топилин: Предусмотрены также меры, связанные профилактикой семейного неблагополучия, детской безнадзорности, беспризорности. Мы исходим из того, Дмитрий Анатольевич, что по завершению окончательного согласования концепции будет подготовлен план по её реализации, и в рамках этого плана мы ставим перед собой задачу предусмотреть конкретные показатели по различным направлениям деятельности, с тем чтобы было можно отслеживать деятельность как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. То есть на эту работу нам потребуется несколько месяцев. И если сегодня концепция будет поддержана, мы в этом направлении продолжим и завершим работу. Спасибо. <...>

 

Источник: Правительство РФ

Материалы по теме