Министр Максим Топилин представил отчеты об исполнении бюджетов ПФР и ФСС на заседании Правительства России
14 мая 2015

На заседании Правительства России одобрено исполнение бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год.

О бюджете Пенсионного фонда России

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год утверждены Федеральным законом от 02.12.2013 г. № 320-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

В целом доходы бюджета ПФР за 2014 год составили 6159,1 млрд руб. Расходы – 6190,1 млрд руб.

Доходы и расходы бюджета Фонда в 2014 году составили 8,7% к ВВП.

В 2014 году Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения. Пенсии были повышены около 41,5 млн пенсионеров.

Индексация пенсий осуществлялась в установленные законодательством сроки:

  • с 1 февраля – индексация трудовых пенсий на 6,5% (с учетом темпа роста потребительских цен за  2013 год, равного 106,5%);
  • с 1 апреля – дополнительное увеличение трудовых пенсий на 1,7%. С учетом двух индексаций трудовые пенсии были повышены более 38 млн пенсионеров;
  • с 1 апреля – индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 17,1% с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации за 2013 год. Пенсии были повышены 3,7 млн пенсионеров, из которых свыше 2,9 млн пенсионеров – получатели социальных пенсий.

С 1 августа проведена корректировка трудовых пенсий работающих пенсионеров по данным индивидуального (персонифицированного) учета.

В целом за 2014 год пенсии увеличились на 8,6%.

Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился за 2014 год на 853 руб., или на 8%, и на конец 2014 года составил 11569 руб., при этом среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превысил размер прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в 1,7 раза.

Средний размер социальной пенсии увеличился за 2014 год на 1101 руб. и составил на конец 2014 года 7548 руб. При величине ПМП на 2014 год в сумме 6617 руб. соотношение к ПМП составило 114,1%.

По состоянию на 1 января 2015 года территориальными органами ПФР в целях реализации Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ выдано более 5,6 млн государственных сертификатов, из них в 2014 году – 823,4 тыс. сертификатов.

Материнский (семейный) капитал на 2014 год установлен с ростом на 5% в размере 429408,5 рублей.

В 2014 году объем средств, направленных на предоставление дополнительных мер государственной поддержки  по реализации Федерального закона № 256-ФЗ по всем направлениям использования средств МСК составил 270,7 млрд руб., в том числе по направлениям:

  • на улучшение жилищных условий – 267,1 млрд руб., из них:
  • на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на приобретение или строительство жилья – 172,1 млрд руб.;
  • на улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств – 95 млрд руб.;
  • на получение образования детей – 3,6 млрд руб.

Доходы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014 год поступили в общей сумме 3,69 трлн руб., что превышает аналогичные показатели 2013 года на 0,23 трлн руб.

По сравнению с 2013 годом на 648,4 млрд руб. уменьшены межбюджетные трансферты на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР и на компенсацию выпадающих доходов ПФР.

Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР за 2014 год составили 83,6 млрд руб., из них страховых взносов поступило 33 млрд руб., что на 481,7 млрд руб. меньше, чем в 2013 году. Снижение поступлений страховых взносов на накопительную часть пенсии связано с изменением законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым принято решение о направлении всех страховых взносов по индивидуальному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии.

В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2014 году в бюджет Пенсионного фонда поступили дополнительные страховые взносы граждан и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц на общую сумму 9,8 млрд руб. В сравнении с 2013 годом эта сумма уменьшилась на 2,8 млрд руб.

Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступили средства в сумме 2,41 трлн рублей (в 2013 году – 2,84 трлн руб.), в том числе:

  • на осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ) – 358,5 млрд руб. (на 35,6 млрд руб. больше, чем в 2013 году);
  • на предоставление материнского (семейного) капитала – 301 млрд руб. (на 59,7 млрд руб. больше, чем в 2013 году);
  • на компенсацию выпадающих доходов бюджета ПФР в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков – 288,2 млрд руб. (на 41,9 млрд руб. меньше, чем в 2013 году);
  • на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц – участников Программы государственного софинансирования пенсии, уплативших дополнительные страховые взносы в ПФР, – 12,4 млрд руб. (на 6,5 млрд руб. больше, чем в 2013 году);
  • на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда – 0,34 трлн рублей (на 0,6 трлн руб. меньше, чем в 2013 году).

Расходы

На пенсионное обеспечение в 2014 году направлено 5,4 трлн руб., что на 161,6 млрд руб. больше, чем в 2013 году. Из них на выплату трудовых пенсий направлено почти 5,0 трлн руб., что на 144,4 млрд руб. больше, чем в 2013 году.

На предоставление материнского (семейного) капитала Пенсионным фондом Российской Федерации в 2014 году направлено 270,7 млрд руб., что на 33,3 млрд руб. больше, чем в 2013 году.

На ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан Пенсионным фондом израсходовано 341,4 млрд руб., что на 11,3 млрд руб. больше, чем в 2013 году.

Расходы Пенсионного фонда на осуществление федеральной социальной доплаты к пенсии в 2014 году уменьшились на 5,6 млрд руб. по сравнению с 2013 годом и составили 36,9 млрд руб. Расходы на финансовое обеспечение выплат неработающим трудоспособным лицам из числа родителей (усыновителей) или опекунов (попечителей), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, составили 25,3 млрд руб., что на 3,2 млрд руб. больше, чем в 2013 году.

Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год составили 22,1 млрд руб. (в 2013 году – 391,7 млрд руб.).

При этом в 2014 году на единовременную выплату средств пенсионных накоплений направлено 17,8 млрд руб. (на 1 млрд рублей больше, чем в 2013 году), на выплату накопительной части трудовых пенсий – 136,5 млн руб. (на 53,9 млн руб. больше, чем в 2013 году), на срочную пенсионную выплату – 24 млн руб. (на 12,9 млн руб. больше, чем в 2013 году).

О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации

Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год утверждены Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» по доходам в сумме 565 млрд руб., по расходам 564,9 млрд руб.

В целом доходы бюджета Фонда за 2014 год составили 569,8 млрд руб. или 100,8% к показателям, утвержденным Законом.

Расходы бюджета Фонда за 2014 год составили 546,2 млрд руб. или 96,7% к Закону.

Бюджет Фонда за 2014 год исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 23,6 млрд руб., в том числе:

Особенностью исполнения бюджета Фонда за 2014 год является то, что достигнута сбалансированность бюджета в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством без привлечения средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Доходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составили 437,4 млрд руб. или 100,2% к показателям, утвержденным Законом, в том числе средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов в сумме 14,8 млрд руб.

Коэффициент сбора страховых взносов составил 99,7%.

Средний тариф, с учетом льгот, сложился в размере 2,8%.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 95,1 млрд руб. или 99,7% к показателю, утвержденному Законом. По отношению к 2013 году указанные доходы возросли на 5,1 млрд руб. или на 5,6%.

Коэффициент сбора страховых взносов составил 99%.

Средний тариф страховых взносов по видам экономической деятельности за 2014 год составил 0,5%.

Расходы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 75,3 млрд руб. и исполнены на 92,1% к утвержденным Законом и на 108,3% к уровню 2013 года.

В 2014 году уменьшилось число несчастных случаев на производстве (на 1,8%) и снизился уровень их тяжести (средний процент утраты трудоспособности 43,3%) по сравнению с 2013 годом (43,4%).

Фонд профинансировал расходы 36,1 тыс. страхователей (на 23% больше, чем в 2013 году) на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в объеме 8,9 млрд руб. В рамках данных мероприятий Фондом для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, приобретено более 2 млн единиц средств индивидуальной защиты, более 63,4 тыс. застрахованных получили санаторно-курортное лечение и проведена аттестация около 583,4 тыс. рабочих мест.

  • по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 5,7 млрд руб.,
  • по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 19,8 млрд руб.
  • по средствам федерального бюджета с превышением расходов бюджета Фонда (с учетом неиспользованного остатка средств федерального бюджета за 2013 год) над поступившими межбюджетными трансфертами из федерального бюджета – 1,9 млрд руб.

 

 

Материалы по теме