3 декабря отмечается Международный день инвалидов
01 января 2016

Международный день инвалидов отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря (в соответствии с резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 октября 1992 года) с целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью, как в общественные структуры, так и процессы развития.

По состоянию на 1 ноября 2016 года, по данным Пенсионного фонда России, в Российской Федерации проживает 12,2 млн инвалидов. Доля инвалидов отдельных групп в общей численности инвалидов составляет: I группы – 10% (1,48 млн человек), II группы – 49 % (5,76 млн человек), III группы – 36,1% (4,34 млн человек), дети-инвалиды – 4,9% (0,62 млн человек). 

Государственная программа «Доступная среда»

С 2011 года реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», которая по решению Правительства России в 2015 году продлена на период до 2020 года.

В рамках госпрограммы сформирована единая методология создания безбарьерной среды для инвалидов.

При этом госпрограмма не ставит целью приспособление всех существующих объектов в стране и направлена на устранение препятствий и барьеров во всех наиболее значимых для инвалидов сферах жизнедеятельности: образовании, здравоохранении, социальной защите, спорте и физической культуре, информации и связи, культуре, транспортной инфраструктуре, с 2016 года в перечень приоритетных сфер добавлены сферы занятости и пешеходной инфраструктуры.

При активном участии самих инвалидов были выработаны механизмы отбора наиболее часто посещаемых инвалидами объектов и апробированы подходы к формированию условий доступности для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, по зрению, по слуху.

Так, в госпрограмме предусматривается приспособление различных социальных объектов для инвалидов – поликлиник, больниц, музеев, театров, спортивных сооружений, многофункциональных центров и др.

С этой целью реализуются мероприятия, направленные на повышение как доступности объектов (установка пандусов, поручней, расширение дверных проемов; оборудование санитарно-гигиенических помещений; создание специально отведенных парковочных мест для инвалидов; закупка автомобильного и городского наземного электрического транспорта доступного для перевозки инвалидов и других МГН), так и доступности услуг (приобретение информационно-навигационных систем для слепых и слабовидящих людей; установка светодиодного табло для слабослышащих; оборудование специальным звуковым сигналом для слабовидящих, закупка книг со шрифтом Брайля, тифлофлешплееры и др.).

С 2011 года к реализации госпрограммы подключились субъекты Российской Федерации. Если в 2011-2012 годах участниками программы были только три пилотных региона – Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области, то в 2013 году – 12 регионов, в 2014 году – 75 регионов, в 2015 году – 71 регион, в 2016 году – 81 регион.

По результатам проделанной работы к концу 2016 году количество дооборудованных объектов составит 19 тысяч (51,8 % от 38 тысяч приоритетных объектов).

Также важным направлением реализации госпрограммы является формирование безбарьерной школы.

За пять лет реализации госпрограммы количество школ, в которых могут обучаться дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза – с 2 тыс. (2,5%) в 2011 году до 9,6 тыс. (21,4%) к концу 2016 года.

При этом создается не только физическая доступность школ, но и отрабатываются подходы к организации образовательного процесса с учетом особенностей детей-инвалидов, для чего проводится обучение руководителей образовательных организаций и педагогов.

С 2016 года к мероприятиям госпрограммы подключились учреждения дошкольного, дополнительного, высшего образования.

Благодаря поддержке, которую оказывает госпрограмма спортивным учреждениям по адаптивному спорту инвалидов, их количество возросло в стране с 15 в 2011 году до 57 учреждений в 2016 году (в 53 субъектах РФ).

Для обеспечения доступности информационного пространства организовано скрытое субтитрирование телевизионных программ на шести общероссийских телеканалах. За 2011-2016 годы увеличилось количество субтитров с 3 до 14 тыс. часов в год. Это составляет почти 30% от эфирного времени каналов.

Формирование доступной среды невозможно без устранения сложившихся в обществе стереотипов в отношении инвалидов. Для устранения «отношенческих» барьеров ежегодно проводятся информационные кампании для формирования дружественного отношения к инвалидам.

Проводимые социологические исследования позволяют понять, что сами инвалиды отмечают положительные изменения отношения граждан к их проблемам и происходящие изменения в формировании доступной среды. Количество инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, увеличилось с 32,2% в 2011 году до 49,6% в 2015 году.

Также одним из основных направлений повышения социального самочувствия инвалидов является создание условий, позволяющих инвалидам получить комплексную реабилитацию, как можно ближе к месту их непосредственного местожительства.

Подходы к реабилитации инвалидов значительно различаются от региона к региону, в связи с чем в рамках госпрограммы с 1 января 2016 года начата реализация новой подпрограммы «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов», направленной на формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов не только на уровне субъектов Российской Федерации, но и на уровне всей страны.

В рамках подпрограммы в течение 2016 года Минтрудом России ведется разработка методических и методологических документов, позволяющих сформировать и смоделировать систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

В частности, разработаны проекты стандартов по таким основным направлениям реабилитации как социальная (социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая) и профессиональная реабилитация инвалидов и детей-инвалидов, проект модели межведомственного взаимодействия организаций, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам (позволит обеспечить принцип ранней помощи, преемственность в работе и сопровождение), проект методики оценки региональной системы комплексной реабилитации, типовые штатные нормативы и примерные стандарты оснащения реабилитационных учреждений, нормативы обеспеченности реабилитационными организациями в регионе, примерные положения о многопрофильном реабилитационном центре.

На 2017-2018 годы запланирована апробация данных документов. По результатам проведенного Минтрудом России конкурсного отбора определены два пилотных региона – Свердловская область и Пермский край, с которыми и будет продолжена работа в данном направлении. 

Приведение российского законодательства в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов

Правительством России на протяжении последних лет ведется планомерная работа по совершенствованию законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов и реализацию положений Конвенции о правах инвалидов.

В 2016 году вступил в силу принятый в связи с ратификацией Конвенции Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ.

Законом определены обязательные для исполнения всеми собственниками объектов и поставщиками услуг конкретные требования по созданию инвалидам равных со всеми их получателями условий жизнедеятельности.

Документ устанавливает недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Нормами Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ и принятыми подзаконными актами создана правовая база для значительного расширения возможностей по защите прав инвалидов, в том числе, в административном и судебном порядке, а также установлены правовые механизмы для поэтапного создания для инвалидов безбарьерной среды.

С этой целью принято 36 нормативных правовых актов Правительства России и федеральных министерств. Определены порядки обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Внесены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг.

В рамках приведения регионального законодательства в соответствие с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ в 2015-2016 годах принято 715 законодательных актов о внесении изменений в отдельные региональные законы, регулирующие правоотношения по предоставлению населению услуг в различных сферах.

На всех уровнях организована работа по обучению (инструктированию) специалистов органов и учреждений (включая негосударственный сектор) по вопросам предоставления услуг инвалидам и оказанию им помощи с учетом ограничений жизнедеятельности и характера услуги. Данная работа проведена при активном участии общероссийских общественных организаций инвалидов.

Теперь сотрудники учреждений и организаций, предоставляющих услуги населению, обязаны оказывать содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней. К примеру, для слабовидящих все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, должны обеспечивать инвалидам помощь сопровождающих лиц, дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение объекта знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и др.

С целью неукоснительного выполнения Конвенции и требований законодательства Российской Федерации о доступности для инвалидов объектов и услуг Минтрудом России подготовлен и Правительством России внесен в Государственную Думу законопроект об установлении системы контроля и надзора за их соблюдением и наделении для этого контрольно-надзорными полномочиями соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Например, на федеральном уровне Ространснадзор будет контролировать выполнение требований доступности для инвалидов в сфере воздушного, автомобильного, городского наземного электрического и внутреннего водного транспорта, Росздравнадзор – в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения, Рособрнадзор – в образовательных организациях, Роструд – в учреждениях занятости и социальной защиты, Роскомнадзор – в сфере связи и информации.

На региональном уровне предусматривается установление уполномоченным органом контрольно-надзорных полномочий в сферах социального обслуживания; услуг легкового такси; доступности региональных объектов культуры; регионального жилищного надзора; регионального строительного надзора.

Реализация данных мер позволит улучшить условия интеграции в общество не только для инвалидов, но для широкого круга других маломобильных граждан (оценочно до 40 млн человек). Вместе с членами их семей действие закона обеспечит более комфортные условия жизнедеятельности для 70-80 млн человек.

Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации

В 2016 году впервые Правительством России утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

При этом до принятия Концепции организацией ранней помощи в отдельных регионах ранняя помощь реализовывались на основе собственных решений и инициатив. Органы социальной защиты осуществляют социальное сопровождение семей с детьми с нарушениями здоровья. Существуют методики обучения и оказания психолого-педагогической помощи детям.

Однако, несмотря на предпринимаемые усилия, от момента выявления проблемы до момента непосредственного предоставления семье необходимого комплекса услуг, как правило, проходит много времени. Консультативная помощь родителям предоставляется фрагментарно. Родителям не всегда понятно, куда и когда они могут за ней обратиться.

С 2009 года к работе подключился Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Была оказана помощь 29 регионам. Еще в 45 регионах аналогичная работа ведется самостоятельно. Наиболее успешно ранняя помощь организована в республиках Бурятия и Татарстан, Воронежской и Новосибирской областях.

Вместе с тем, часто предоставляются лишь отдельные услуги, не всегда налажено межведомственное взаимодействие, координация деятельности различных ведомств не осуществляется.

Концепция призвана сформировать единые подходы к ранней помощи и объединить усилия различных ведомств (здравоохранения, образования, социальной защиты), с учетом накопленного регионами опыта и лучших практик.

В документе ранняя помощь определена как комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.

Концепцией определен круг детей, которым предлагается оказывать раннюю помощь. Это дети в возрасте от рождения до трех лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.

Услуги в формате ранней помощи предполагают работу мультидисциплинарной команды (врачи, социальные работники, педагоги, психологи) и последующее поддержание контакта с семьей и ребенком (сопровождение).

Реализация концепции будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе, в 2016 году, разрабатываются типовые нормативные документы, методические материалы, стандарты и программы обучения родителей и членов семьи, а также модели межведомственного взаимодействия для региональной программы ранней помощи, которая учитывает преемственность в работе с детьми и сопровождение семьи.

В 2017-2018 годах в рамках реализации пилотного проекта по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов начнется апробация единых подходов к организации ранней помощи и сопровождения регионе.

Пенсионное обеспечение инвалидов

С 1 февраля 2016 года проведена индексация страховых пенсий на 4%. В результате страховая пенсия по инвалидности возросла в среднем по Российской Федерации на 197 рублей и составила 8166 рублей.

С 1 апреля 2016 года социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению проиндексированы также на 4%. Средний размер социальной пенсии после повышения составляет 8646 рублей. Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам составляет 12834 рубля. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составляют 29632 рубля и 32926 рублей соответственно.

С 1 февраля 2016 года на 7% проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и др.).

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

В 2016 году объем средств федерального бюджета на мероприятия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации составил 29,3 млрд рублей. Аналогичный объем финансирования сохранен и в 2017 году.

Ведется работа по повышению качества предоставляемых инвалидам услуг и технических средств реабилитации.

В 2016 году с учетом положительного опыта прошлых лет Минтрудом России продолжена работа по закупке кресел-колясок для инвалидов у единственных поставщиков (ООО «ОТТО БОКК Мобилити», АНО «Катаржина», ООО «БЦАРИ «Преодоление»), качество изделий которых соответствует международным стандартам, с общим объемом возможной закупки на 2016 год – 43 тыс. изделий.

Кроме того, в текущем году Минтруд России завершил работу по определению на 2017-2018 годы единственного поставщика услуг по сурдопереводу, которым в соответствии с распоряжением Правительства России признана Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» с ежегодным объемом услуг в пределах 358,7 тыс. часов. Данная мера позволит повысить не только качество оказываемых услуг по сурдопереводу, но и привлекательность профессии «сурдопереводчик».

Также с целью повышения качества предоставляемых инвалидам средств реабилитации Минтруд России ведет работу по утверждению типовой документации на закупку технических средств реабилитации, которая включает непосредственно типовой контракт (содержащий в том числе условия о гарантийном сроке, сервисном обслуживании, доставке и др.), а также унифицированные технические задания по отдельным видам средств реабилитации серийного производства, разработанные с учетом ГОСТов, а также иных документов в сфере стандартизации.

Типовым контрактом предусмотрено условие о необходимости установления поставщиком (организацией-изготовителем средств реабилитации) гарантийного срока с учетом установленных Минтрудом России сроков пользования техническими средствами реабилитации до их замены, что позволит получателям в указанный период обращаться к поставщику с претензией (при выявлении каких-либо недостатков или поломки). Это будет способствовать повышению уровня ответственности поставщика перед получателями (инвалидами), а также заинтересованности поставщика в предоставлении качественных изделий с целью исключения случаев обращений к нему инвалидов при частых поломках.

Существенным плюсом типовой документации является урегулирование вопроса приемки поставленного товара, а также доставки средств реабилитации.

Кроме того, Минтрудом России ведется работа по установлению дополнительных требований к поставщикам изделий, которые позволят исключить возможность заключения контрактов с поставщиками, не имеющими опыта поставок аналогичных товаров надлежащего качества.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников

В 2016 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличен на 7% и составил 21 783,4 рубля.

Трудоустройство инвалидов

Минтрудом России разработан и реализуется комплекс мер, направленных на повышение показателей занятости инвалидов.

По состоянию на 1 сентября 2016 года осуществляло трудовую деятельность всего 25,3% инвалидов трудоспособного возраста, что значительно ниже аналогичного показателя в европейских странах.

Одно из направлений работы по увеличению доли трудоустроенных инвалидов –переформатирование деятельности центров занятости населения с уклоном в сторону инициативной работы с инвалидами.

В рамках правового регулирования Минтрудом России подготовлен законопроект, предусматривающий установление инициативного характера действий органов службы занятости по оказанию инвалидам помощи в поиске и получении работы.

Законопроектом предусмотрены меры по дальнейшему улучшению взаимодействия учреждений медико-социальной экспертизы и органов службы занятости (например, представление учреждениями медико-социальной экспертизы информации о наличии у инвалида желания работать и согласия на проведение с ним органами службы занятости мероприятий по подбору подходящей работы).

Важно, что в законопроект заложены нормы, определяющие механизм сопровождаемого содействия занятости инвалидов. Законопроектом предусматривается предоставление услуг по сопровождаемому содействию занятости тем инвалидам, которым это будет рекомендовано в связи со значительными ограничениями жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

В настоящее время законопроект согласовывается с регионами.

По прогнозным данным, данные меры позволят повысить долю работающих инвалидов трудоспособного возраста  к концу 2018 года до 40%, к концу 2020 года – до 50%.

Материалы по теме