Министр Максим Топилин: Решения по улучшению качества соцуслуг должны основываться на оценке населения
16 мая 2016
Стенограмма выступления Министра Максима Топилина на заседании Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития

М.Топилин: Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые коллеги!

В соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 года №597 за последние три года создана принципиально новая для Российской Федерации система независимой оценки, о которой Вы сказали. Она касается учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания и культуры.

Система независимой оценки построена таким образом, чтобы создать условия для того, чтобы граждане могли высказывать своё мнение о работе всех организаций в социальной сфере. И, соответственно, задачи заключаются в том, чтобы выстроить обратную связь и чтобы органы исполнительной власти принимали меры по улучшению качества работы.

По каким направлениям независимая оценка ведётся? Это пять направлений: во‑первых, это открытость информации об организации и о тех услугах, которые организации оказывают; второе – комфортность условий предоставления услуг; третье – время ожидания оказываемых услуг; четвёртое – это компетенция доброжелательности, вежливость специалистов; и, наконец, пятое – удовлетворённость населения качеством оказания услуг.

Что для организации этой системы сделано? Во‑первых, в каждом субъекте Российской Федерации созданы общественные советы, именно они являются механизмом проведения, организации этой работы. То есть чиновники в этой работе, в её начале, не принимают участия – только общественные организации, которые представляют интересы граждан.

Эти общественные советы выбирают организации для проведения независимой оценки, то есть здесь тоже это происходит по желанию и по усмотрению именно общественных организаций и общественных советов.

Каждая организация должна быть включена в систему независимой оценки в соответствии с законом не реже, чем один раз в три года: хотя бы раз в три года организация должна подвергнуться независимой оценке. И самое главное, что результаты независимой оценки должны быть в обязательном порядке рассмотрены руководителями организаций, руководителями соответствующих отраслей, и, соответственно, необходимо принять решения либо по нарушениям, либо по тем недостаткам, которые в ходе независимой оценки выявляются. Именно это обеспечивает и должно обеспечивать в дальнейшем обратную связь.

Все результаты, всё, что связано с независимой оценкой, в обязательном порядке фиксируется на официальных сайтах субъектов Российской Федерации и органов их исполнительной власти. Но создан и специальный ресурс, который ведёт Федеральное казначейство, на котором всё это тоже отражается, с тем чтобы был единообразный порядок.

Что в 2015 году – это первый год реализации этой работы – что было сделано?

Охват пока у нас разный по разным регионам. В среднем степень охвата организаций независимой оценкой – порядка 20 процентов, чуть выше. Но если говорить о регионах, есть регионы-лидеры и есть регионы-аутсайдеры, в них охват организаций независимой оценкой колеблется от 2 до 70 процентов.

Регионы-лидеры – это Рязанская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Краснодарский край, Костромская область. В этих регионах более 60 процентов организаций работают в этой системе. С другой стороны, есть регионы-аутсайдеры, в которых не более 10 процентов организаций участвуют в этой системе. Это Забайкалье, Курская область, Ульяновская область, Брянская область, Орловская и Вологодская области.

Но мы исходим из того, что не только степень охвата должна показывать, как работает система независимой оценки, но прежде всего это и сами учреждения, и сами показатели этой работы. В прошлом году в механизм независимой оценки уже включились и библиотеки, театры, музеи; в образовании – это детские сады, организации дополнительного образования, школы; в здравоохранении – поликлиники и больницы; в социальном обслуживании – это учреждения для пожилых, для помощи семьям с детьми, для инвалидов, для различных категорий детей.

Как я уже сказал, мы базируемся на законе: был принят специальный закон, с тем чтобы эта система была одинаковой и работала по единым принципам в разных отраслях.

Какие показатели используются? Причём я хочу сказать, что эти показатели были утверждены на федеральном уровне министерствами и ведомствами, они сквозные для всех субъектов Российской Федерации. И, прежде чем их утверждать, была проведена существенная работа по обсуждению этих показателей с общественными организациями, в том числе с Общероссийским народным фронтом.

В здравоохранении эти показатели характеризуют, допустим, доступность записи к врачу с помощью современных средств связи, срок ожидания плановой госпитализации или проведения диагностики, наличие или отсутствие необоснованных платных услуг. Таких показателей значительно больше, но я назвал ключевые.

Первый опыт показывает, что достаточно высокие оценки по независимой системе в сфере здравоохранения показали такие регионы, как Ростовская, Тульская области, Республика Бурятия, Кемеровская область. С другой стороны, невысокие оценки получили учреждения здравоохранения в Нижегородской области и в Курганской области.

В образовании независимая оценка охватывает такие показатели, как доступ и возможность получения дополнительных образовательных программ, возможности развития творческих способностей детишек, создание условий для воспитания и образования инвалидов.

Здесь результаты независимой оценки показали, что неплохая ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Татарстан, Ивановской области. Невысокие оценки показали такие регионы, как Республика Тыва и Республика Коми.

В сфере культуры – это оценки, связанные с возможностью получить современные формы услуг: это виртуальные экскурсии, электронный билет; доступность цены на услуги.

Для учреждений социального обслуживания – это удобство прихода на дом социального работника, качество предоставления услуг и удобство услуг в учреждениях социального обслуживания.

Тоже здесь работа проводится, есть регионы, которые получили более позитивные оценки, есть регионы, которым следует предпринять дополнительные меры, чем мы и занимаемся с субъектами Российской Федерации.

Владимир Владимирович, Вы сказали о том, что необходимо настраивать именно обратную связь, это сейчас ключевая задача, и субъекты Российской Федерации, проведя первую работу в 2015 году, сейчас этим занимаются.

Это связано с тем, что прежде всего важно, если население говорит о том, что нужно сосредоточиться на оказании услуг в том или ином сегменте, то именно регионы должны перестраивать и концентрировать ресурсы на таких услугах.

Оценивая опыт регионов, можем сказать, что такая работа сейчас позитивно и достаточно эффективно ведётся в Приморском крае, Рязанской области, Иркутской области, Ханты-Мансийском округе, Тюменской области. То есть там уже результаты независимой оценки ложатся в основу принятия решений о разработке соответствующих мероприятий по улучшению материально-технической базы, по улучшению стандартов предоставления услуг. Такие изменения вносятся в нормативные акты субъектов.

Эта работа, как нам представляется, набирает обороты. Мы исходим из того, что она требует совершенствования и на федеральном уровне, в том числе и соответствующие институты, и сайт казначейства. Мы постоянно здесь тоже работаем, чтобы это было удобно людям, чтобы они могли видеть эти результаты и была обратная связь.

И, как Вы сказали, задача заключается в том, чтобы решения принимались по улучшению качества предоставления услуг именно исходя и с учётом тех оценок, которые даёт население и общественные организации. На этих задачах мы и сосредоточим свою работу в 2016 и 2017 годах. Доклад закончен.

Источник: Сайт Президента России

Материалы по теме