Стенограмма «Правительственного часа» в Госдуме РФ с участием Министра Максима Топилина
17 апреля 2015

Председательствующий. Сегодня у нас «правительственный час» с участием Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Максима Анатольевича Топилина. Максим Анатольевич, я вас приглашаю к микрофону.

Топилин М. А.,  Министр труда и социальной  защиты Российской Федерации.

Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Хотел бы поблагодарить за приглашение принять участие в «правительственном часе». Вы знаете, что для всех нас работа по совершенствованию трудовых отношений, пенсионного законодательства, законодательства в сфере занятости и социальной защиты населения является приоритетной, и на протяжении последних лет достаточно большое количество законов было принято в этой сфере.

В прошлом году, только в прошлом году, по разным инициативам было принято 42 федеральных закона, наиболее значимые из них, это законодательство о приведении российских законов в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов, законы, которые создают новые институты по независимой оценке качества социальных услуг в различных сферах, это законодательство, которое нам удалось после долгих дебатов принять, это законодательство о запрете заёмного труда и ряд других значимых законов, которые были нами вместе подготовлены и приняты в прошлом году. Ратифицирован ряд конвенций Международной организации труда, мы считаем, что это является ключевым направлением приведения российского законодательства в соответствие с международными стандартами, общепринятыми нормами трудового  права.

В прошлом году для нас было серьёзным вызовом и серьёзной работой подготовка законов по включению Крыма и Севастополя в российскую юрисдикцию. И я хотел бы поблагодарить за то, что в очень короткие сроки, прежде всего, пенсионное законодательство, трудовое законодательство, законодательство по вопросам социального страхования, выплат, социальных выплат гражданам, которые стали... которые проживают на территории Крыма и Севастополя, были приняты  в очень короткие сроки. И сегодня мы ведём работу в этих двух новых субъектах Российской Федерации  по тому, чтобы все выплаты, все новые гарантии, а они во многих случаях значительно выше, чем были раньше на этих территориях, сегодня чтобы они реализовывались. И сегодня мы вместе с общественными приёмными, которые расположены в этих регионах, постоянно отслеживаем ситуацию, чтобы не было никаких неприятностей по реализации данного законодательства. На наш взгляд, социальные службы и социальные выплаты, соответственно,  и заработные платы в этих регионах стабилизировались. И, как нам представляется, эта система работает нормально.

Какие задачи мы ставим перед собой в этом году, и какие вопросы требуют нашего совместного обсуждения, подготовки законопроектов и, соответственно, принятия таких решений? Конечно же, в первую очередь, мы будем уделять внимание реализации плана правительства по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Это, прежде всего, вопросы, связанные с поддержкой доходов граждан,  и вопросы, связанные с обеспечением стабильной занятости, недопущением роста безработицы. Я об этом остановлю чуть позже.

Хотел бы коротко сказать о том, что нами сделано в рамках ключевой задачи, которую мы перед собой также видим — это проблемы демографического развития. Вы знаете, что в прошлом году, второй год подряд, Россия достигла естественного прироста населения, уже это 33 тысячи человек в прошлом году. Мы достигли рекордных показателей и по рождаемости за последние многие десятилетия. И по суммарным коэффициентам рождаемости мы даже превысили те показатели, которые планировали в 2010−2012 годах. Суммарные коэффициенты рождаемости и уровень рождаемости в России сегодня значительно выше, чем во многих, а, может быть, даже и в большинстве стран, развитых стран Европы, чего нельзя сказать, к сожалению, о показателях смертности. Мы здесь отстаём, по нашим оценкам, на 25, а то и 50 процентов.

Мы понимаем, что сегодня резервы в росте рождаемости уже практически исчерпаны, и сегодня мы готовим план по реализации концепции демографической политики на следующие пять лет. При этом мы предполагаем, что будет особое внимание уделено развитию комфортной среды — это, прежде всего, реализация мер по развитию детских дошкольных учреждений, и не только, наверное, для детей от трёх лет, но и ясельных групп. Это очень важно с точки зрения того, чтобы мамы и семьи могли получать возможность работать и не претендовать на какие-то меры социальной поддержки, а, прежде всего, путём заработной платы обеспечивать свои семьи. При этом дети должны иметь возможность быть под присмотром в детских садах, в ясельных группах и так далее.

Мы исходим из того, что нам необходимо будет определяться в кратчайшее время, наверное, в следующем году, по дальнейшей судьбе материнского  капитала, такие предложения мы сейчас рассматриваем и обобщаем.

Но, как я уже сказал, ключевым параметром и ключевым резервом для улучшения демографической политики является, безусловно, улучшение показателей по смертности, их снижение. В чём здесь роль министерства? Это, прежде всего, сокращение травматизма, сокращение несчастных случаев, сокращение... сохранение здоровья на производстве. Здесь мы разделяем ответственность с Министерством здравоохранения. И я в последующем тоже остановлюсь на тех вопросах, которые мы будем решать.

Что касается денежных доходов населения, безусловно, мы видим, что в этом году первые два месяца денежные доходы в реальном измерении приостановились и немножко снизились, если сказать аккуратно. Исходя из тех прогнозов, которые сегодня правительство обсуждаем, мы надеемся, что этот процесс приостановится и в течение... в начале второго полугодия, ближе к четвёртому кварталу всё-таки мы надеемся на то, что будет наблюдаться повышение реальных доходов. Безусловно, нам не удастся выйти на планку 2014 года, но эту тенденцию, мне кажется, нам удастся преодолеть, и мы выйдем на положительные изменения.

Что для этого делается.

Во-первых, вы знаете, что правительство приняло решение по индексации пенсий по уровню инфляции. И с 1 февраля эти новые пенсии, размер уже средней пенсии составляет порядка 13 тысяч рублей, эти пенсии проиндексированы на 11,4 процента. Это соответствует фактической инфляции. Также проиндексированы социальные пенсии с 1 апреля на 10,3 процента, и произведена индексация на 5,5 процента различных выплат как пособий, так и ежемесячных денежных выплат различным льготным категориям населения.

При этом я хотел бы сразу здесь поблагодарить вас за то, что было принято решение о той индексации с 1 февраля, это компромиссное решение, до индексации с 1 февраля следующего 2016 года всех социальных выплат наиболее значимых — это детские пособия, это мера по поддержке различных льготных категорий, на фактический уровень инфляции. То есть это решение уже принято, и оно будет реализовано правительством в соответствии с тем законом, который подписан президентом. Это тоже будет означать компенсацию инфляционных потерь.

Хотел бы также сказать о том, что правительством подготовлен, а сами одобрен законопроект, он сегодня будет проголосован в третьем чтении, это выделение из материнского капитала 20 тысяч рублей единовременно тем, кто имеет право на материнский капитал. В этом году и до 1 апреля следующего года эта норма будет действовать.

Большое спасибо за то, что вы поддержали это. Это будет тоже очень серьёзная, как нам представляется, поддержка для, прежде всего, семей с детьми.

Мы также внесли и законопроект, который позволит первоначальный взнос на улучшение жилищных условий обслуживать из материнского капитала. Этот законопроект уже находится здесь в Государственной Думе, и мы очень надеемся на его скорейшее принятие.

Очень важны вопросы поддержки работников. Вы знаете, что растёт задолженность по заработной плате, и мы оперативно стараемся реагировать на эту ситуацию. И хотел бы отметить, что сейчас в Государственной Думе находится законопроект, внесённый правительством, он готовится ко второму чтению, который позволяет улучшить эти процедуры.

Во-первых, дать право работникам самим в течение трёх месяцев обратиться с возбуждением процедуры банкротства. Нам представляется, это будет очень действенной мерой. И мы хотели бы, чтобы этот законопроект был принят в весеннюю сессию.

В рамках трудовых отношений мы будем, безусловно, продолжать работать по исполнению указов президента по повышению заработной платы работников бюджетной сферы. И хотели бы также подготовить, это в наших планах, подготовить ряд законопроектов, который касается такой чувствительной темы, как сокращение и усиление прозрачности доходов на различных предприятиях.

Мы исходим из того, что ряд мер уже осуществлён на государственных предприятиях и в государственных учреждениях. Мы ввели ограничения необоснованной дифференциации. Это соотношение составляет один к восьми, но это касается только руководителей предприятий.

Подготовлен законопроект, он сейчас проходит последние стадии согласования и в его зону попадут не только руководители предприятий, но и главные заместители, главные бухгалтера и руководители исполнительных органов. Для них также будут законодательством и различными решениями на уровне Федерации и субъектов установлены предельные соотношения, а также будет введена обязательность декларирования доходов для этих категорий. Это будет касаться акционерных обществ, в том числе с долей участия государства более 25 процентов. Такой законопроект нами подготовлен, сейчас мы проходим последние процедуры согласования. Очень надеюсь, что мы внесём его в весеннюю сессию.

Эта тема является, на наш взгляд, очень важной, и всем очевидно уже, что дифференциация разрывов в доходах населения, она является очень серьёзным раздражителем и серьёзно влияет негативно на настроения наших граждан. Мы здесь должны с вами серьёзно, но аккуратно поработать.

Конечно же, тема профессиональных стандартов, а это новая квалификация, это новые требования к профессиям, которыми мы с вами, к сожалению, не занимались по определённым причинам на протяжении 20 лет. Сегодня в Думе находится законопроект, который мы надеемся принять в ближайшее время, поправки практически подготовлены. Я очень надеюсь, что этот законопроект будет принят в ближайшее время, и мы продолжим работу, и должны будем до конца этого года подготовить 800 профессиональных стандартов.

Тема охраны труда. В прошлом году у нас рекордное сокращение лиц, которые погибли на производстве. Таких показателей ещё не было. Мы в прошлом году смогли уменьшить этот показатель на 20 процентов. Это означает, что всё-таки все действия, которые были приняты, и в том числе закон о специальной оценке условий труда и меры реагирования на условия труда на предприятиях, приводят к своей цели.

Хотел бы сразу сказать о том, что сегодня в связи с трагедией в Охотском море, Фондом социального страхования уже начата процедура осуществления выплат семьям погибших. И на сегодня уже пяти семьям погибших выплаты в размере миллиона рублей, а это тоже было принято буквально год назад, такая норма, раньше это было всего 70 тысяч, сейчас Фонд социального страхования компенсирует миллион рублей, вот эти выплаты уже мы начали осуществлять.

Также хотел бы сказать о том, что в этом году мы планируем дальше двигаться в этом направлении и подготовить, соответственно, законы, поправки в Трудовой кодекс, которые будут ориентироваться на усиление превентивных мер по охране труда.

И также ставим перед собой задачей внести поправки в 125-й закон о страховании от несчастных случаев на производстве с тем, чтобы перевернуть пирамиду от выплат по факту утраты трудоспособности и получения различных ущербов здоровью в конструкцию превентивных мер. То есть мы должны, прежде всего, направлять средства не на выплаты, когда уже работник потерял здоровье, а на те мероприятия, которые позволяют его реабилитировать до потери, до возникновения таких потерь. Мы сейчас активно это законодательство готовим.

По пенсионным вопросам, безусловно, мы продолжаем двигаться в рамках реализации стратегии. В этом году мы запустили все необходимые ресурсы для реализации пенсионной реформы, подготовили все необходимые постановления.

И дальше, как вы знаете, несколько тем — это известная тема миллиона рублей ограничения по заработной плате и введения ежемесячного учёта страховых взносов с тем, чтобы, возможно, потом передавать информацию для различных других целей в другие органы с тем, чтобы мы могли на основе СНИЛСа, на основе данных о поступлении страховых взносов отслеживать всю ситуацию, что происходит.

Вот мы с вами предоставляем там субсидии различным работодателям, но мы не видим, а потом эти субсидии работают на тех предприятиях, на которых легально работают работники, есть вообще возврат? Мы предоставляем, мы огромное количество средств тратим в рамках конкурсных процедур.

Но, по нашим данным, далеко не всегда мы видим обратно, что те, кто участвовал в государственных закупках, платят легально заработную плату, и мы не видим возмещения страховых взносов обратно.

Нам кажется, что в этом направлении надо очень серьезно поработать, и вот эти все вещи должны быть обусловленными.

Мы должны формировать пенсионные права и легализацией трудовых отношений заниматься различными способами не только там путем совершенствования трудового законодательства. Мы надеемся в этом направлении в этом году тоже серьезно продвинуться.

То, что касается рынка труда, я смотрю, что регламент уже мне требует сокращать выступление, то, что касается рынка труда, — это ключевая задача в этом году. Мы сегодня наблюдаем следующую ситуацию. Если в январе—феврале темп прироста уровня безработицы составлял 4,5 и 7 процентов, то есть было увеличение темпов прироста, то в марте этот показатель снизился (прирост) до 1 процента. По итогам первой недели апреля, на 8 апреля на вчерашний день недельный пророст это 0,1 процента.

Но при этом сохраняется достаточно высокая доля лиц, которые работают неполное рабочее время. Это более трёхсот тысяч человек. Если сравнивать с прошлым годом, то это на четверть больше, чем в прошлом году. Если сравнивать с кризисом 2009 года, то это в четыре раза меньше. Поэтому мы очень надеемся на то, что всё-таки ситуация стабилизируется, но при этом мы исходим из того, что мы должны оказать помощь регионам, в которых, прежде всего, происходит переформатизация различных процессов на предприятиях, прежде всего, на крупных предприятиях. Уже принято решение правительством, и соответствующие финансовые ресурсы направлены в четыре региона. Это Самара, Татарстан, Тула и Алтайский край. Это крупные предприятия — АвтоВАЗ, КамАЗ, вагоностроительные предприятия в Твери и в Алтайском крае. Мы направили... это один и 0,8 миллиарда рублей. Сейчас эти программы начнут работать.

Какие это программы? Это, прежде всего, переобучение и повышение квалификации работников на то, чтобы эти предприятия могли перестроить и включить новые линии, новое производство, с импортозамещением, только вот на эти новые рабочие места будет происходить переобучение и повышение квалификации. Почему это важно? Потому что работники в этом случае получат дополнительную заработную плату, это дополнительные поступления налогов, подоходного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации. Это не только занятость, это ещё и некая поддержка работников и повышение их квалификации.

Мы исходим из того, что мы, прежде всего, в этот период должны сохранить трудовые коллективы. Означает ли это, что не будет сокращений? Конечно, они будут. Но мы должны опять-таки дать регионам возможность переобучить работников и повысить им квалификацию.

Уже ещё некоторое количество регионов — это Мордовия, это Чувашия, это Нижний Новгород, это Тамбовская область и ряд других регионов, мы уже тоже подготовили проекты распоряжений правительства, ещё на 1,5 миллиарда рублей эти деньги предусмотрены в бюджете. Общая сумма — это 20 миллиардов рублей, которые зарезервированы в бюджете.

Мы аккуратно будем подходить к этим ситуациям, не собираемся эти средства тратить просто так, очень аккуратно будем наблюдать, может быть, они потребуются там позже: осенью или летом. Будем смотреть.

Я не исключаю каких-то возможных изменений на локальных рынках труда, они будут гораздо более локальными, нежели чем были ситуации в прошлый кризис.

Очень коротко хотел бы сказать о том, что мы будем также... Можно полминуты?

Председательствующий. Полминуты есть ещё.

Топилин М. А.  Полминуты.

Ещё одна очень важная тема, на которую я хотел бы обратить ваше внимание: мы сегодня, безусловно, должны очень внимательно посмотреть на различные социальные выплаты, которые мы осуществляем.

Очень много вопросов здесь возникает, но сам переход, который мы с вами обсуждаем — это переход...

Председательствующий. Добавьте ещё 2 минуты.

Топилин М. А. Спасибо.

Это переход от категориального подхода в предоставлении мер социальной поддержки к адресному подходу, к подходу по нуждаемости.

Здесь, как нам представляется, двигаться очень нужно предельно аккуратно. Мы всегда исходили из того, что у нас система адресная. Если мы говорим о ветеранах войны, об инвалидах войны, естественно, здесь мы не будем предлагать никаких критериев, связанных с нуждаемостью, здесь чистые категории.

Ну по отдельным вопросам, очевидно, нам придётся с вами поискать какие-то решения, эти решения должны быть предельно аккуратными — это касается различных ситуаций. Мы обсуждаем это уже с комитетом с профильным, у нас есть, допустим, такие пособия, которые остались, там 50 рублей с полутора до трёх лет. Это пособие ничего не значит. Конечно, нужно принимать меры по его реформированию. Возможно, нам придётся посмотреть на пособия, которые мы сегодня платим неработающим в связи с рождением ребёнка, тоже надо посмотреть, ведь очень много семей, которые имеют высокие доходы. Но мы исходим из того, что всё равно принцип, который мы с вами ещё реализовывали в 2004 году, когда принимали 122 закон, он должен быть сохранён. Всё-таки эти деньги, эти средства, даже если они будут сэкономлены, должны пойти на поддержку тех людей, которые нуждаются в социальной поддержке.

Коллеги, я готов ответить на те вопросы, которые у вас есть. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Смолин Олег Николаевич.

А, простите, простите. Выступление аудитора Счётной палаты Владимира Семёновича Катренко. Владимир Семёнович, извините, чуть не забыли вас.

Катренко В. С., аудитор Счетной палаты Российской Федерации.

Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги, дорогие депутаты! Уважаемые приглашённые!

Максим Анатольевич достаточно подробно остановился на деятельности министерства и я не стану много из того, о чём здесь уже было сказано, озвучивать. Вместе с тем хотел бы подчеркнуть, что мы понимаем всю очень сложную, глубокую, масштабную и разноплановую работу, которую приходится вести министру вместе со своим коллективом. И мы отдаём должное многим положительным достижениям, которые, действительно, за последние годы явно прослеживаются.

Но, вместе с тем, будучи инструментом парламентского контроля, будучи вашими главными и основными помощниками, наша задача говорить, в том числе, и об узких местах или о каких-то тревожных, может быть, моментах, которые нас на сегодняшний день волнуют. Поэтому я хотел бы начать с 606-го демографического указа.

Плановое значение суммарного коэффициента рождаемости в 2014 году будет превышено, это действительно, и составит 1,76. Таким образом уже сейчас будет достигнут плановый показатель 2018 года. Однако мы все с вами взрослые люди, грамотные и понимаем, что в последующие годы темпы роста суммарного коэффициента рождаемости могут существенно замедлиться, что связано с сокращением числа женщин, находящихся в репродуктивном возрасте.

Для сохранения сложившихся трендов рождаемости необходимы меры, предполагающие упреждающее реагирование на ухудшение демографической ситуации. Полагаем, что следует дополнительно проработать направление развития адресной системы социальных выплат и льгот семьям с детьми с учётом их реальных доходов и возможностей самообеспечения. Необходимо более чётко разделить меры социальной поддержки, направленные на борьбу с бедностью, и меры стимулирующего характера, призванные поддержать на достойном уровне доходы семей, в первую очередь, многодетных.

Все положения 606-го указа, связанные с введением ежемесячной денежной выплаты семьям при рождении третьего и последующих детей, выполнены и в целом показали свою эффективность. Доля таких детей в общей численности рождённых в регионах, где установлена выплата, растёт более быстрыми темпами, чем в среднем по России, однако в Госпрограмме «Социальная поддержка граждан» отсутствуют показатели, характеризующие результативность выполнения мероприятия, связанного с предоставлением такой выплаты.

Анализ мер, принимаемых в регионах по решению обозначенной в 606-м указе проблемы трудоустройства женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, показал их недостаточную эффективность. В большинстве регионов доля трудоустроенных женщин, имеющих детей, не превышает 40 процентов числа обратившихся в службы занятости. Кроме того, эти меры не нашли отражение в мероприятиях и целевых показателях госпрограммы содействия занятости населения.

Соответствующие целевые показатели следует включить в госпрограмму, при этом они должны носить не столько количественный, на наш взгляд (численность направленных на обучение, трудоустроенных), сколько качественный характер. Показатели должны позволить оценить эффективность принимаемых мер с точки зрения стабильности и продолжительности занятости переобучившихся и трудоустроенных. Это же, кстати, касается и реализуемых сейчас антикризисных мер в сфере снижения напряжённости на рынке труда. Показатели их результативности в соответствии с 35-м постановлением правительства имеют явный перекос в сторону «плана по валу».

Теперь о 597-м, социальном указе. Важнейшими в нём, безусловно, являются задачи повышения зарплаты отдельным категориям работников бюджетной сферы. Координирующую методологическую роль Минтруда России здесь трудно переоценить.

Хочу сказать, что достаточно печальная ситуация складывается с достижением самого важного из всех показателей указа  — увеличением к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4−1,5 раза. По итогам прошедшего года этот показатель достиг уровня 1,15. Однако темпы роста реальной зарплаты с 2012 года постоянно, к большому сожалению, снижаются. Если в 2012 году прирост составил 8,4 процента, то в 2013-м это уже 4,8, в 2014-м только 1,3, а в октябре—декабре прошлого года заработная плата в реальном выражении снижалась на 0,4−0,9 процента в месяц. В январе 2015 года реальная  зарплата по сравнению с январём предыдущего года составила всего 92 процента, а по сравнению с декабрём 2014 года только 71,3.

Снижение темпов роста реальной зарплаты является не только следствием негативных тенденций в экономике. Это результат в том числе и отсутствия конкретных мероприятий, направленных на реализацию данных положений указа. Повышение зарплаты в бюджетном секторе экономики и повышение минимального размера оплаты труда, конечно, очень важны. Но этого совершенно недостаточно для того, чтобы переломить ситуацию с реальной зарплатой в экономике. Не обойтись здесь и дополнительными мерами социальной поддержки бедных.  Видимо, Минтруду России следует более активно заниматься вопросами нормативного регулирования и методического обеспечения вопросов оплаты труда и вывода зарплаты из тени.

В 2014 году не достигнуты плановые значения показателей зарплаты по четырем из десяти категорий работников бюджетной сферы, упомянутых в указе, причём по двум из них сроки уже истекли. В результате средняя зарплата педагогических работников образовательных учреждений общего образования и педработников дошкольных образовательных учреждений не достигла средней зарплаты в соответствующем регионе. Основной проблемой здесь является опережающее увеличение расходов региональных бюджетов на выполнение решений, принятых на федеральном уровне, по сравнению с ростом их доходов. Извечная проблема недостатка финансовых средств в регионах. Предоставляемая из федерального бюджета помощь является недостаточной и предназначена для осуществления текущих расходов.

Совсем недавно мы провели проверку реализации соглашений Минтруда с региональными органами власти по достижению целевых показателей оптимизации сети учреждений социального обслуживания.

Эта проверка показала, что оптимизационные резервы у регионов практически исчерпаны. И мы хорошо понимаем, что любая оптимизация имеем границы, переходя которые она начинает разрушать нормальное функционирование отрасли.

Однако, на 2014−2016 годы запланировано сокращение среднесписочной численности социальных работников на 4,6 процента, иных работников на 4,1. Снижается и доля социальных работников в общей численности организаций социального обслуживания, так в 2013 году — составляло 30,7 процента, следующий год — это уже 29,9 процента, к 2018 году, соответственно, с нормативами «дорожной карты» — это должно быть 28,9 процента. Мы считаем, что не совсем правильно сокращать именно тех работников, которые заняты непосредственным предоставлением услуг населению.

С 2016 года, в связи с активизацией старения населения, будет расти число получателей социальных услуг. Сокращение численности работников предполагается компенсировать увеличением нагрузки на одного работника, с 2013 до 2018 года она вырастет на 33,5 процента. При этом нормативы обслуживания устанавливаются регионами в отсутствие единообразных методических подходов к их определению. Показатели по субъектам, даже в пределах одного округа, существенно различаются, это сопряжено с рисками снижения качества предоставляемых социальных услуг, избыточной интенсивностью их труда.

И, в завершение, о проблемах государственных внебюджетных фондов, координацию которых осуществляет Минтруд. Как показывают проверки Счётной палаты, не всегда эффективны расходы в области капитальных вложений, информационных технологий, при размещении заказов на поставки товаров и оказания услуг. Здесь имеются, на наш взгляд, значительные резервы для оптимизации расходов.

В части деятельности Фонда соцстраха хотел бы отметить, что так же как и вы это и на комитетах наших профильных отмечаете, и здесь, в стенах парламента, и на «парламентских слушаниях», здесь на пленарных заседаниях, что при высокой потребности инвалидов в обеспечении техсредствами реабилитации, снижается процент обеспечения поступивших от них заявок. Это обусловлено недостаточным выделением средств из федерального бюджета. Особую остроту эта проблема приобретает в нынешних социально-экономических условиях.

Значит, что ещё хочется сказать? До настоящего времени пункт 55 антикризисного плана правительства, призванный не просто увеличить расходы на ТСР, а обеспечить компенсацию российским производителям потерь от колебаний валютного курса, нормативно надлежащим образом не обеспечен. А вы знаете, что эта тема стала уже притчей во языцех. В последнее годы она всё более и более обостряется.

И последнее. Показатель обеспеченности путёвками на санаторно-курортное лечение остаётся, к сожалению, в течение последних лет на уровне лишь 25−30 процентов. Проблема давняя, всем понятная, но до сих пор не решённая. И здесь Минтруд должен сформулировать конкретные предложения.

Завершая, хочу сказать, что мы отдаём должное, и во многом социально-политическая стабильность обеспечивается плодами труда коллектива Министерства труда и социальной защиты. Вместе с тем я хотел бы сказать, мы тоже будем добросовестно выполнять ту роль, которая нам доверена парламентом, Конституцией.

И вот пользуясь случаем, хотел бы напомнить Максиму Анатольевичу наш некий такой методический спор по поводу центров реабилитации, вы знаете, о чём я говорю, которые были переданы регионам. Как мы предсказывали, ничего хорошего из этого не получится.

И, кроме того, хотел бы сказать о том, что если бы сегодня система внутреннего контроля была налажена на отличном уровнем, многие из тех напряжений и проблем, которые возникают в деятельности Минтруда, можно было бы избежать.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо, Владимир Семёнович.

Переходим к вопросам.

Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.

Смолин О. Н., фракция КПРФ.

Уважаемый Максим Анатольевич, президент все думские фракции и социальный блок в правительстве, обещали народу, что в стране пенсионный возраст повышаться не будет. Это одно из немногих оставшихся завоеваний советского периода. Однако, как известно, по настоянию Алексея Кудрина создана рабочая группа по пенсионному возрасту. Причём некоторые, извините за выражение, рыцари в правительстве во имя равенства мужчин и женщин предлагают сделать этот возраст одинаковым — 63 года. Правда, я не видел женщин, которые бы ратовали за такое равенство.

Фракция Компартии и, надеюсь, другие оппозиционные фракции выступают против повышения пенсионного возраста категорически.

Вопрос. Как обсуждается тема в рабочей группе? Есть ли конкретные предложения? И, если возможно, подтвердите, пожалуйста, позицию министерства и социального блока против повышения пенсионного возраста. Эту позицию мы поддержим.

Спасибо.

Топилин М. А. Спасибо, Олег Николаевич.

От Министерства труда в упомянутую вами рабочую группу, которая создана, я не знаю, в правительстве такой группы нет, никто не входит.

Мы, безусловно, на эту тему, как и коллеги из других министерств постоянно размышляем. Никаких официальных поручений или никаких официальных документов по этому поводу нет. Идёт нормальный, спокойный диалог между экспертами, между различными чиновниками. Что я по этому поводу могу прокомментировать?

Давайте посмотрим на ту продолжительность жизни и тот пенсионный возраст, который мы имеем, и который установлен в развитых там европейских странах. Если это порядка там 63−65 лет в большинстве стран, где-то ниже, но при этом продолжительность жизни находится за пределами 80 лет.

В Российской Федерации пока, к сожалению, мы имеем продолжительность жизни чуть меньше 71 года.

Поэтому говорить о том, что сейчас созрели все условия для повышения пенсионного возраста, я бы не стал. Означает ли это, что там ничего не надо делать и ничего не надо, так сказать, анализировать? Наверное, нет.

Потому что мы же понимаем, что процесс повышения возраста, он не одномоментный. Это достаточно такая долгая-долгая линейка. Вот как мы по пенсионной реформе действовали там, десятилетние переходные периоды. Поэтому всё это надо считать и смотреть.

Пока вот как я, как моё мнение, пока здесь таких каких-то аналитических данных и демографических данных о принятии этого решения в данный момент их не существует. Скорее наоборот. У нас пока люди живут на пенсии гораздо меньше, нежели, чем в западных странах.

Но это надо обсуждать, надо всё взвешивать, проводить опросы, как население на это реагирует. Последний опрос ВЦИОМ показал, что, к сожалению, отрицательно или, к счастью, отрицательно. Вот как, надо думать и смотреть, и взвешивать. А рабочая группа, я не знаю.

Председательствующий. Селезнев Валерий Сергеевич, пожалуйста.

Селезнев В. С., фракция ЛДПР.

Уважаемый Максим Анатольевич. Нагрузка на бюджет, как мы понимаем, всё растёт и ставит всё под большее сомнение и под угрозу выполнение социальных обязательств, не говоря уже об их развитии. Это крайне беспокоит нас, депутатов ЛДПР.

Мне кажется, что мы забываем о таком источнике как благотворительность. Сегодня только единицы крупных предприятий, госкорпорации, банки имеют программы, которые направлены на помощь инвалидам, детям-сиротам, ветеранам войны. В основном же, как вы знаете, благотворительностью занимаются фонды и НКО различные, и доверие у населения к их деятельности, оно минимальное, а порой, надо сказать, обоснованное.

Как вы относитесь в связи с этим к тому, чтобы ваше министерство взяло на себя выработку государственной политики по отношению к благотворительности? Возможно, создало государственную программу «Благотворительность», потому что я думаю, что на вложенный рубль, возможно, путём... (Микрофон отключён.)

Топилин М. А. Спасибо, Валерий Сергеевич.

Ну госпрограмма по благотворительности, это, конечно, очень хорошо. Мы что, хотим, чтобы благотворительность развивалась, были какие-то стимулы определённые, либо чтобы государство что-то поддерживало, и в том числе благотворительность? Мне кажется это странным на самом деле, поэтому то, что касается госпрограммы, считаю, что это неправильно заниматься какими-то определёнными законодательными, возможно, инициативами с тем, чтобы благотворительность развивалась, в том числе какими-то налоговыми стимулами там, наверное, этим заниматься надо. И, конечно, придут лучшие времена в экономике, и благотворительность будет развиваться. Сразу же всё, наверное, не происходит. История благотворительности, везде она имеет долгие корни. У нас был перерыв, к сожалению, в этой теме, а сейчас мы знаем много предприятий, много общественных организаций, которые продолжают этим заниматься.

Поэтому я думаю, что не надо здесь никаких госпрограмм делать, надо просто, так сказать, тесно сотрудничать с различными общественными организациями и соответствующими благотворителями, помогать находить совместные проекты.

Председательствующий. Гутенёв Владимир Владимирович. Нет в зале, да?

Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.

Нилов О. А., фракция  «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Максим Анатольевич, инфляция даже по официальным данным 16,8 процента за прошедшие шесть месяцев, ну, а прожиточный минимум решением правительства и, значит, и вашим решением вот последним, увеличен на 3 процента всего, да? Это не соответствует абсолютно тем космическим ценам, особенно на продукты, лекарства.

И вообще я хочу верить в то, что вам как честному министру каждую ночь снится какой-то кошмарный сон, когда из потребительской корзины такая рука тянется со словами: «должок», «ложь», «лукавство».

Вы собираетесь когда-нибудь вот сделать такой смелый поступок и всё-таки признать и исправить вот это лукавство в виде закона о потребительской корзине? И когда это наконец случится? Спасибо.

Топилин М. А. Спасибо, Олег Анатольевич.

Потребительская корзина утверждена законом и подписана, соответственно, Президентом Российской Федерации. И когда она готовилась, она проходит... когда она готовится, она проходит различные научные экспертизы и так далее.

Да, действительно, может не совпадать индекс потребительских цен, уровень инфляции и рост потребительской корзины, потому что цены на продукты различные, которые включены в потребительскую корзину, они совершенно по-разному растут, и цены на услуги по-разному растут. И здесь нет никаких подтасовок или чего-то ещё. Точно совершенно в соответствии с корзиной всё считается. Мы только недавно с вами пересмотрели корзину и пересмотрели её в большую сторону по её наполнению. Поэтому у нас есть норма закона, что в течение пяти лет мы должны вернуться к потребительской корзине.

Поэтому если изменения в структуре потребления произойдут, да, мы будем к этому вопросу возвращаться. Но потребительская корзина сегодняшняя, она соответствует всем научным и ненаучным представлениям о минимальных уровнях потребления, это минимум, это не значит, что это, так сказать, рациональная корзина.

Есть разные виды корзин, которые применяются в науке, но мы с вами говорим о минимальной потребительской корзине, о минимальном наборе продуктов питания, которые требуются для того, чтобы человек нормально жил и так далее.

Поэтому здесь, как мне представляется, никаких сейчас оснований для её пересмотра нет.

Председательствующий. Корниенко Алексей Викторович, пожалуйста.

Корниенко А. В., фракция КПРФ.

Максим Анатольевич, уровень жизни граждан пенсионного возраста, проживающих в Дальневосточном округе, отличается от других регионов. Тарифы на тепло, электроэнергию, цены на продукты питания значительно выше. На всей территории округа предусмотрен повышающий районный коэффициент к окладу. Отчисления берутся с полной зарплаты. А при расчёте пенсий для граждан, проживающих в районах, не относящихся к Крайнему Северу, коэффициент не учитывается. На встрече граждане не спрашивают ни о территориях опережающего развития, ни о санкциях, их интересует один вопрос, когда при расчёте пенсии будет учитываться районный коэффициент, так же как чиновникам, силовикам и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Скажите, есть ли у них надежда на его положительное разрешение, учитывая, что первые лица государства вопрос социальной стабильности и развития Дальневосточного регионам считают приоритетным?

Для сведения, в советское время пенсии для всех жителей Дальнего Востока рассчитывались от зарплаты с учётом районных коэффициентов.

Спасибо.

Топилин М. А. Да, спасибо, Алексей Викторович.

Ну, наверное, просто какое-то недоразумение вот произошло. Как считается пенсия? Пенсия считается из заработной платы. В заработной плате учитываются районные коэффициенты, поэтому в пенсии районные коэффициенты появляются через заработную плату.

Если я правильно вас понял, вы говорите о том, что когда будет... когда будет при расчёте пенсии учитываться районный коэффициент? Мой ответ, если его формулировать предельно коротко, сейчас в соответствии с законодательством это всё учитывается через заработную плату. Никаких изменений для этого не требуется. Все граждане страны, работающие и проживающие в центральных регионах, в южных регионах, на Севере, на Дальнем Востоке, в районах Крайнего Севера — все находятся в одинаковых условиях. Если бы это было бы не так, я вас уверяю, что уже бы или там Конституционный Суд, или  кто-то ещё поправил бы нас в этом отношении. Спасибо.

Председательствующий. Дегтярёв Михаил Владимирович, пожалуйста.

Дегтярев М. В., фракция ЛДПР.

Уважаемый Максим Анатольевич, мы из СМИ из региональных в основном видим, что всё больше субъектов вовлекаются в кампанию по продвижению электронного листка нетрудоспособности. И хотелось бы узнать: согласованы эти Минтрудом документы, касающиеся разработки и внедрения этого самого электронного листка, в том числе техническое и экономическое обоснование проекта?

И вопрос как решён с данными (тоже интересует) по их хранению и перемещению? Спасибо.

Топилин М. А. Спасибо, Михаил Владимирович. Действительно такой проект ведётся сейчас, он был подготовлен и представлен на соответствующей комиссии правительства. Сейчас мы работаем с двумя ведомствами, прежде всего — это Минкомсвязи.

Вы правильно совершенно сказали о том, что является крайне важным вопрос о сохранении персональных данных и с Министерством здравоохранения с тем, чтобы состыковать те данные, которые находятся у Минздрава в рамках их программ, которые они готовили по ещё национальному проекту — это всё, что связано с электронной очередью, с автоматизацией мест для врачей.

Эта работа сейчас находится в самом разгаре, мы выбрали несколько пилотных регионов и у нас есть поручение подготовить законопроект, который внесёт изменения в действующее законодательство по применению электронного больничного листа.

Безусловно, это можно будет делать и тиражировать, и применять легитимно только тогда (и появится уже его возможность применения как документа по закону) когда мы внесём изменения в законодательство. Мы планируем эту работу завершить в этом году, с точки зрения именно подготовки законопроектов.

Я надеюсь, что у нас это получится. На самом деле вот опыт показывает, пока первые шаги в этом направлении показывают, что нам... Цель какая в этом эксперименте? Чтобы людям было гораздо проще, с одной стороны, и с другой стороны, чтобы мы сняли нагрузку с работников и здравоохранения, и работодателей, чтобы не было бумажного документооборота, чтобы не бегали с этими дополнительными справками и так далее, чтобы в рамках межведомственного взаимодействия мы могли эти документы получать.

Вы же сейчас знаете, сколько проблем там с исправлениями, там не принимают эти документы, они сложно заполняются, сложная форма. Поэтому мы пытаемся сделать здесь такой относительно удобный продукт для граждан и для работников, которые этим занимаются. Но, с другой стороны, это нам позволит более точно вести учёт и исключить случаи, которые тоже, к сожалению, бывают, связанные с фальсификацией различных документов, в том числе и больничного листа. Но это всё будет, ещё раз подчеркну, сделано только после соответствующего внесения изменений в закон и легитимизации всех этих процессов.

Председательствующий. Крупенников Владимир Александрович, пожалуйста.

Крупенников В. А., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Уважаемый Максим Анатольевич, с учётом складывающейся экономической ситуации тема трудоустройства инвалидов приобретает особую актуальность.

Министерством финансируется создание новых рабочих мест для инвалидов, насколько я знаю, порядка около 14 тысяч рабочих мест ежегодно создаётся, но большое количество рабочих мест также ежегодно закрывается. Потому что, в том числе, всего год обязано предприятие хранить рабочее место после того, как профинансировало его создание.

И, на наш взгляд, что одной из основных причин большого количества закрывшихся рабочих мест — это отсутствие достаточных объёмов работ для существующих и для создаваемых рабочих мест.

Есть ли у министерства механизмы или понимание того, как обеспечить гарантированными заказами на предоставляемые товары и услуги предприятиям, использующих труд инвалидов или хотя бы создание преференций для таких предприятий?

Топилин М. А. Спасибо, Владимир Александрович.

Но по цифрам. Да, действительно, 14 тысяч, в том году это было почти 15 тысяч рабочих мест — это специализированные рабочие места, которые создавались в соответствии с указом президента, это федеральные средства и средства субъектов.

Много это или мало? Это катастрофически мало, потому что если мы возьмём цифры, посмотрим на цифры, из почти 4 миллионов инвалидов в трудоспособном возрасте работает чуть больше миллиона. По разным причинам: кто-то не хочет, кто-то не может, где-то доступность, действительно, не та для того, чтобы где-то и выйти из квартиры, где-то добраться до работы, где-то рабочие места не оборудованы.

В прошлом году мы начали проект и, как мне представляется, он достаточно успешный. И в рамках вот тех же программ по созданию рабочих мест для инвалидов мы стали ещё вкладывать средства, давать субсидию регионам, а регионы уже на местах эти средства вкладывают в то, чтобы саму инфраструктуру доступности рабочего места сделать более комфортной. И соответствующие средства на эти цели были выделены.

С точки зрения продолжения этой программы мы сейчас в рамках новой редакции или новой программы «Доступная среда», уже которая будет действовать до 2020 года, такое решение правительством буквально недавно принято, о пролонгации этой программы, формулируем предложения по тому, как всё-таки сделать этот механизм обеспечения доступности рабочих мест более прозрачным и более комфортным. Когда вы говорите о том, что... И мы готовы на любых площадках обсуждать новую редакцию программы, она сейчас подготовлена, и мы должны за буквально апрель—май завершить над ней работу. Если у вас есть предложения, мы готовы их принять, выслушать и обсудить.

Что касается того, что рабочие места открываются и закрываются. Для справки: всего 15 процентов рабочих мест. Это такой показатель, мне кажется, очень незначительный, потому что существуют там и люди, по каким-то причинам, чисто бытовым, не могут дальше работать, или что-то происходит с предприятием. Только 15 процентов рабочих мест, оттуда уходят инвалиды, которые туда трудоустроены в рамках вот этой нашей программы на 14 тысяч инвалидов. Это очень, мне кажется, хороший показатель с точки зрения эффективности реализации этих программ.

И в рамках поддержки программ по различным сюжетам, связанным с рабочими местами, я бы назвал то, что, во-первых, наконец-то было в том году принято постановление правительства, которое даёт льготы для общественных организаций инвалидов и организаций, в которых инвалиды работают, участия в конкурсных процедурах. И ещё инициирована... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Добавьте время.

Топилин М. А. Буквально секунду.

Ещё депутатским корпусом, Ольга Юрьевна Баталина инициировала поправку, которая войдёт в план, в скорректированный план антикризисных мер, по увеличению объёма закупки у организаций, в которых работают инвалиды, до миллиона рублей. Сейчас там совершенно какое-то маленькое ограничение, около ста тысяч, по-моему. Это закон, который ведёт Минэкономразвития. Но на совещании в правительстве это предложение было поддержано. Я считаю, что оно очень серьёзный даст приток.

Председательствующий. Красильникова Ольга Константиновна, пожалуйста.

Красильникова О. К., фракция  «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Спасибо большое.

Вот уже второй раз, первый раз был в 2013 году, социальные пенсии индексируются ниже уровня инфляции. За последние полгода, здесь уже было сказано, 16,8 процента, а индексация была за последние годы 10,3 процента. Для получателей социальных пенсий, как вы понимаете, каждая копейка, она на счету.

Как правительство отнесётся к возврату старой схемы индексации социальных пенсий по потребительской корзине пенсионеров, но не ниже уровня инфляции?

Спасибо.

Топилин М. А. Спасибо, Ольга Константиновна.

Вопрос, знаете, вот всегда возникает, когда индекс по корзине меньше, чем когда... меньше, чем по инфляции. Ведь эти показатели всегда колеблются. В прошлые годы у нас инфляция была ниже, а корзина росла больше. Это к вопросу, который тоже задавали коллеги по этим показателям. Вот разные просто системы координат. А в прошлые периоды социальная пенсия росла быстрее, чем страховая, потому что корзинка росла быстрее. Будет ситуация с инфляцией... с уровнем цен на отдельные продукты и на отдельные там услуги другой, мы вернёмся к обратной ситуации. Поэтому, если в этом году всего лишь на 1 процент, 1,1 процента меньше индексация социальных пенсий, чем страховых пенсий... А в том году не было второй индексации по страховым пенсиям, потому что доходность Пенсионного фонда была ниже, чем уровень инфляции. Понимаете? Поэтому это такие разные показатели.

Мы из чего и исходим, что всё-таки страховая пенсия, она зависит от заработной платы и инфляции, а социальная пенсия — это пенсия, которую получают те, кто фактически никогда не работал и не имеет никакого стажа. И там даже у нас всё это платится только  65-летним, практически основной массив после 65-ти лет. Это некая социальная выплата фактически. Поэтому, как мне кажется, это разные инструменты поддержки, и они должны жить, может быть, всё-таки, вот как сейчас, по неким разным законам.

Председательствующий. Спасибо.

Иван Игнатьевич Никитчук.

Никитчук И. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.

Уважаемый Максим Анатольевич, к сожалению, растёт число родителей, которые не выполняют свои родительские обязательства по содержанию, воспитанию своих детей. КоАП предусматривает наказание в виде штрафных санкций. К сожалению, они не всегда срабатывают, поскольку такие родители, как правило, или очень часто, не имеют ни постоянной работы, ни  постоянного, так сказать, источника доходов.

Планирует ли правительство внести поправки в статью 5 КоАП, которые бы предусматривали административные наказания за невыполнение родительских обязанностей в виде работ, обязательных работ.

И вы совершенно правильно говорили о той позорной цифре — 50 рублей компенсационных выплат. Скажите, пожалуйста, когда наступит то прекрасное время, правительство может назвать, когда эта цифра приобретёт какое-то реальное звучание... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Пожалуйста.

Топилин М. А. Спасибо.

Спасибо, Иван Игнатьевич. Вы знаете, по поводу КоАП могу сказать лишь то, что это компетенция Минюста. Мы таких поправок не готовили. Мне кажется, здесь всё-таки какие-то должны быть другие... ну, так вот просто, я — не специалист в КоАП, какие-то другие всё-таки меры взаимоотношений и воздействия на родителей, нежели чем общественные работы, если вдруг что-то происходит в семье. Мне кажется, здесь надо как-то другим способом действовать. Готовы подумать на эту тему, но не КоАП. Ну вот просто, что называется, то, что в голову приходит.

Что касается 50 рублей. Это же средства работодателя. Работодатели платят это пособие, поэтому нам нужно понять, как это разумно конвертировать в какой-то другой инструмент. Когда я говорил о том, что это пособие уже себя изжило, да, действительно, это так. Его можно будет чем-то другим заменить. Мы на эту тему думаем, надо понять, чем, понять, как, из какого источника и кому оно будет платиться, но это будет уже... должна быть только очень ограниченная группа людей, чтобы, действительно, это была существенная поддержка тем, кто в ней нуждается. А сейчас мы, вы правы, по 50 рублей даём всем, они, так сказать, несущественны и никому не нужны, и, вообще, цифра 50 рублей — это 1992 год.

Поэтому, если есть предложения, мы готовы их обсуждать. Мы сейчас как раз в этом направлении активно работаем.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Сергей Владимирович Маринин.

Маринин С. В. Максим Анатольевич, в своём интервью «Лента.ru» вы сказали, что в Министерстве труда и социального развития в пять раз меньше инспекторов, чем требуют стандарты Международной организации труда, и не хватает вам сил на проверку опасных производств, крупных компаний и так далее.

Скажите, с чем это связано, Максим Анатольевич? И не получится ли так, специалисты найдутся, только когда произойдёт несчастный случай на этих предприятиях?

Топилин М. А. Спасибо, Сергей Владимирович.

Это общая проблема. Мы знаем, что у нас количество... Мы с одной стороны говорим о том, что у нас очень много проверок, и мы перегружаем работодателей различными проверками. А, с другой стороны, наверное, любой руководитель, любой руководитель органа, который занимается надзором, скажем, что численности в территориальных органах катастрофически не хватает. Ну вот в такой ситуации мы всегда находимся. Что это означает, и куда мы двигаемся?

Мы должны сделать работу инспекторов наиболее открытой и наиболее эффективной. Сейчас мы подготовили концепцию развития инспекции по труду. Она связана, прежде всего, с тем, чтобы мы не исключительно занимались проверками, а всё-таки путём информирования работодателей доносили максимально возможно и оперативно всё существо трудового законодательства до работодателей. Мы исходим из того, что нужно ввести механизм, возможно, декларирования добросовестности с точки зрения исполнения трудового законодательства. Мы, кстати, в этом направлении уже немножко продвинулись при принятии закона о спецоценке. То есть нужно находить другие способы надзора, надзора в таком режиме он-лайн, если хотите. И я думаю, что здесь можно усилить и эффективность, и обойтись той численностью, которая есть.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Валерий Викторович Иванов.

Иванов В. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Уважаемый Максим Анатольевич, вопрос поступил интерактивно на сайт «Мы вместе», созданный партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

С 1996 года по 2002 год частный предприниматель из Самарской области... руководил частным предприятием по розничной торговле хлебобулочными изделиями. Его, в частности, интересует вопрос. Будет ли учтён этот период при начислении ему пенсии по старости, если в трудовой книжке отсутствует соответствующая запись? Если да, то, какие подтверждающие документы для этого ему могут потребоваться? Спасибо.

Топилин М. А. Да, спасибо, Валерий Викторович.

Если он был предпринимателем, то есть, если он был не директором там частного предприятия, а предпринимателем, то мы готовы посмотреть по страховым взносам. То есть единственный фактор — это поступление страховых взносов.

Поэтому я готов вот просто по конкретному человеку, передадите, если мне, мы готовы посмотреть, что у него есть в базе данных Пенсионного фонда. Но это страховые взносы, вот, сколько уплачено страховых взносов, столько и пенсионных прав образовано. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Александр Георгиевич Тарнавский.

Тарнавский А. Г. Спасибо.

Максим Анатольевич, вы в начале своего выступления с гордостью сказали, что Россия второй год подряд имеет прирост населения и мы согласны, и мы этим должны гордиться.

Но, наверное, это получилось не благодаря какому-то, там, пятнам на солнце, само собой. Это получилось благодаря ряду действий, в том числе, видимо, и благодаря введённой ежемесячной денежной выплате при рождении в семье третьего ребёнка либо последующих детей, установленной в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией. В 2013 году 50 регионов получали софинансирование из федерального бюджета на эти цели.

Но прошёл год. В некоторых регионах ситуация улучшилась и вы стали эти регионы исключать из этого списка, в том числе Омскую, Оренбургскую область. И следует ли понимать, насколько это правильно так вот, мягко говоря, цинично поступать. Потому что рождение, оно... 9 месяцев должно пройти с момента... (Микрофон отключён.)

Топилин М. А. Спасибо, Александр Георгиевич.

Всё правильно, проблема эта есть, но я хотел бы уточнить, что всё-таки у нас в прошлом году был не просто прирост 2 года, а естественный прирост, то есть у нас без миграционного притока эта цифра считается. Только превышение рождаемости, чистое превышение рождаемости над смертностью.

Что касается пособия на третьего ребёнка, действительно в тех регионах, анализ показывает, что в тех регионах, где этот инструмент введён, там темпы прироста рождаемости чуть выше, где-то на 10 процентных пунктов практически везде. И сейчас мы уже немножко поправили эту ситуацию с точки зрения исключения регионов и дальше будем в этом направлении работать.

Вы совершенно правильно говорите, что здесь неправильно дестимулировать регионы и наказывать их сразу, когда у них этот показатель увеличился сверх среднероссийского. И мы уже имеем поручение председателя правительства по этому поводу на эту ситуацию посмотреть и такие ситуации исключить.  То есть вот пока регион вошёл в эту программу, до того, как дети достигли трёхлетнего возраста, он будет сохранён в системе софинансирования. Я думаю, что мы в ближайшее время такое решение правительства подготовим. Спасибо.

Председательствующий. И третий вопрос от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Раиса Васильевна Кармазина.

Кармазина Р. В., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Максим Анатольевич, при принятии закона «О трудовых пенсиях» 23 декабря 2013 года мы принимали к нему ещё и постановление, и давали порученческий пункт вернуться к теме перерасчёта страховых взносов для работающих пенсионеров-северян.

Скажите, пожалуйста, вот что в этом направлении ведётся вашим министерством? Какая нужна наша помощь? И когда мы к этому вопросу вернёмся? Потому что работодатели платят со всей суммы страховые взносы, а перерасчёт делается только до 18 тысяч рублей как в Сочи, так и в Норильске. Вот будьте любезны, объясните.

Топилин М. А. Да, спасибо, Раиса Васильевна.

Ну действительно, эта тема обсуждалась, и я напомню, что перед вторым чтением тогда мы в ходе долгих дискуссий, в ходе долгих таких переговоров приняли только, часть позиций решили не принимать и часть позиций приняли. Тогда мы приняли норму, которую правительство не предлагало, на которой настаивали депутаты. Это поддержка аграриев тысяча рублей, которая со следующего года будет осуществляться. По северянам тогда решение не приняли.

Мы готовы смотреть эту тему, но надо иметь в виду, что тогда у всех других граждан России немножко пенсии уменьшаться, потому что это всё будет в одном котле, потому что взносы мы берём с той зарплаты, что берём.

Если мы сделаем районный коэффициент к трем баллам, ну, три балла, да, те, которые являются ограничением, то здесь придется перераспределять размеры пенсий в сторону северян.

Если мы готовы на это пойти, давайте это обсуждать.

Председательствующий. Спасибо.

Переходим к выступлениям.

Николай Васильевич Коломейцев.

Коломейцев Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Раиса Васильевна, поясняю, почему.

Я вот сегодня на фоне того, что у нас кругом сокращения, с удивлением для себя обнаружил, что «Норильский никель» объявил, что он половину доналоговой прибыли отдает на дивиденды.

А давайте спросим: а кому же эти дивиденды достанутся? Они что пенсионерам достанутся? Или там среди акционеров очень много тех, кто строил «Норильский никель»? Или кто-то другой?

Поэтому, уважаемые коллеги, вот соглашаясь с нашим уважаемым бывшим коллегой представителем Счётной палаты, аудитором о том, что, с моей точки зрения, сегодня самый дееспособный — это социальный блок правительства.

Но, к сожалению, он является свистком, который сдерживает или вынужден сдерживать социальный нагрев за счет тех ресурсов, которые есть.

Вот смотрите, ратифицировали мы там часть Социальной хартии, да, говорим: коэффициент замещения у нас начал расти, у нас минимальная оплата труда аж 170 долларов стала в 2014 году там вначале. Но одни игрушки, ночные бдения в Центробанке, бух, и всё это дело резко отбрасывает всю работу социального блока вообще на десятилетия.

Поэтому вот похвальбу на этом заканчиваю. С моей точки зрения, излишняя скромность и застенчивость Максима Анатольевича, наверное, молодость его заместителей и недостаточные полномочия руководителей фондов не дают в должной степени занять ту нишу в правительстве при отстаивании интересов большинства людей, которых они обслуживают, ну, в их структуре правительства.

Почему? Вот, с моей точки зрения, вообще-то, для того, чтобы социальный блок работал ещё лучше, а наши граждане чувствовали заботу более как бы ощутимо, необходимо пересмотреть ряд положений. Ну, вы поймите, вот вы здесь в зале в этом, ну, кто-то больше, кто-то меньше, с 2002 года приостанавливаете принятые и утверждённые законодательства, положения Трудового кодекса о необходимости приравнивая минимального размера оплаты труда к прожиточному на территории. Мне кажется, это базовое непонимание, что отложенный спрос в первую очередь формируется социальным блоком. Вот только вот это вы принимаете решение, уже вы монетизацию экономики и отложенный спрос увеличиваете и даёте большие возможности для отечественной экономики. Но у нас есть люди, которые, мне кажется, вот они заскорузли уже в своих монетарных заблуждениях и завели уже на самое дно страну.

Мне кажется, Максим Анатольевич, что нам с вами надо, вообще, более активно настаивать на том, что правильно посчитанный минимальный размер оплаты труда и рассчитанная не из 20-ти пунктов набора потребительская корзина. А вы знаете, что в Европе это 505, в Соединённых Штатах это 700 наименований, у них же отсюда идёт формирование всей системы потребления. А мы с вами берём кусочек оттуда, кусочек отсюда и в законодательство внедряем. В результате у нас получается винегрет не очень свежий, который кушать нельзя.

Поэтому мне кажется, что и закон о специальной оценке труда вот навязали вам работодатели, вы его приняли, а контролировать не можете. В результате, что получается сегодня? Смотрите, треть компаний объявили о снижении в Российской Федерации, о снижении заработной платы. Но я утверждаю, что сегодня значительная часть предприятий принуждает своих людей увольняться по собственному желанию, дабы не выплачивать соответствующие выплаты, но при этом вина-то здесь не социального блока, Центральный банк и финансовый блок правительства искусственно организовал нам кризис в силу непонимания происходящего, а может, выполнения каких-то своих задач.

Поэтому, вы знаете, с моей точки зрения у нас сегодня Пенсионный фонд выполняет кучу несвойственных ему государственных функций, не являясь государственными служащими, но заработная плата Пенсионного фонда, его работников одна из самых маленьких, а Минтруд по какой-то причине в течение многих лет не вносит закон о Пенсионном фонде для того, чтобы восстановить справедливость и дать статус.

Ну и самое страшное: сокращение 10-процентное коснулось, в том числе и их, и людей, которые получают минимальную оплату труда. Ну куда это годится? Поэтому, с моей точки зрения, нам с вами надо... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Добавьте минуту. Николай Васильевич. Спасибо, Николай Васильевич.

Максим Александрович Щепинов.

Из зала. (Не слышно.)

Председательствующий. Видите, добавил. Сегодня я был щедр, Николай Васильевич, по отношению к вам.

Щепинов М. А., фракция ЛДПР.

Спасибо, Сергей Евгеньевич.

Максим Анатольевич, уважаемые коллеги! Что хочется сказать. Вы знаете, Максим Анатольевич, вы возглавляете такое министерство, решение которого влияет на судьбы не миллионов россиян, наверное, десятков миллионов россиян.

И поэтому вы должны принимать эти решения очень осторожно, взвешенно, чтобы не навредить и не ухудшить социальное положение наших граждан. Вы знаете, с этой трибуны несколько раз звучало о том, что Россия — это, прежде всего, социальное государство.

И вот вы сейчас отчитывались об итогах своей работы, говорили такие высокие и громкие слова, хотелось бы, чтобы эти слова были подтверждены делами, но, к сожалению, я не могу констатировать этого факта и объясню, почему?

Вот мне абсолютно непонятно и, вообще, наши избиратели и фракция ЛДПР были просто шокированы тем законопроектом, тем решением, которое появилось в стенах Государственной Думы, и которое вышло из министерства по поводу увеличения срока службы технических средств реабилитации для инвалидов в полтора, два раза.

При всём притом очень интересен аргумент, что жизнь не стоит на месте и появляются новые технологии, появляются новые материалы и в связи с этим мы увеличиваем. Я считаю, что это антисоциальный закон. И та реакция, которая пошла у нас от общественных организаций, от депутатского корпуса, естественно, заставила вас пересмотреть эту ситуацию. И, слава богу, что вы так реагируете.

Ну хочу сказать: не далее, как в среду здесь рассматривался законопроект по поводу внесения в списки вот именно как раз этих технических средств по реабилитации инвалидов — автомобилей. То есть, вносились поправки восстановить, как раз внести автомобили в перечень технических средств.

Я считаю, что вы, непосредственно как министерство, должны были выступить автором этого законопроекта. Потому что это, действительно, социальный проект, мало того, это антикризисный проект, который за собой потянет и улучшение ситуации в экономике, и улучшение ситуации с безработицей.

Ёмкость этого проекта около 100 миллиардов рублей. Вы посмотрите, что у нас сейчас происходит. У нас падение по автопрому около 40 процентов. Вы возьмите, напишите техзадание для наших отечественных производителей: ГАЗ, УАЗ, КамАЗ. Я думаю, тот же КамАЗ на базе «Оки» этот вопрос может решить достаточно быстро. Тем самым заработают люди, пойдут средства в экономику и ни о какой безработице именно на КамАЗе не может быть и речи.

Хотя, на самом деле, мы видим, что приезжает ваш представитель от министерства, как раз в Набережные челны, и озвучивает, что, да, мы понимаем всю сложность ситуации и необходимо так осторожно увольнять людей очень аккуратно. Вы понимаете? Но это как-то антигосударственный подход. И, я считаю, что с этим надо что-то делать.

Теперь следующий момент. Вы тут упомянули в качестве своих успехов деиндексацию социальных выплат в феврале 2016 года. Максим Анатольевич, ну, давайте, тогда скажем, что мы отменили эти социальные выплаты в 2015 году, при всём при том сделали это сознательно. И цель этой отмены — это как раз экономия в бюджет около 100 миллиардов рублей. То есть, люди, которые получали эти социальные выплаты в 2014 году, дай бог, будут получать эти выплаты в 2016 году, они в 2015 году эти выплаты не получат. Понимаете?

Теперь то же самое, что касается ситуации с материнским капиталом. Вот сейчас мы рассматриваем поправки в бюджет 2015 года. Минус 32 миллиарда, минус 32 миллиарда по 2015 году по материнскому капиталу, и это с учётом того, что те граждане, категория тех граждан, которые будут получать материнский капитал, она увеличивается, по сути дела, на 100 тысяч человек с учётом присоединения Крыма и Севастополя.

Я представитель партии ЛДПР и ещё раз хочу повторить, что мы вам официально заявляем, что вы не там ищите, вы не на том экономике. Повторюсь и озвучу ситуацию, связанную с Пенсионным фондом.

Вы знаете, уже притча во языцех: где у нас находится здание Пенсионного фонда, как найти Пенсионный фонд на территории любого субъекта Российской Федерации? Это одно из самых лучших, самых замечательных зданий на территории. У нас, я — депутат от Оренбургской области, здание Пенсионного фонда — многоэтажное здание из стекла и бетона, полностью замечательное, современное, шикарное, а вот недалеко от него находится здание — Главное бюро социальной экспертизы, это как раз то бюро, где люди проходят комиссию и получают статус инвалидности. Так вот, это здание, понимаете, оно никаким образом не предусмотрено и не приспособлено для инвалидов, его просто снимают, вот первое попавшееся нашли. Ни тебе лифта, ни тебе пандуса, вот тебе доступная среда как раз. Вот вам и приоритеты.

И ещё хочется сказать, здесь тема затрагивалась по поводу пенсионного возраста. Хватит пугать людей! С учётом продолжительности жизни на территории Российской Федерации пенсионный возраст повышать просто нельзя.

(Аплодисменты.)

Председательствующий. Спасибо.

Баталина Ольга Юрьевна, пожалуйста.

Баталина О. Ю., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Уважаемые коллеги! Вы видите, не сговариваясь, представители разных фракций говорят о том, что Министерство труда и социальной защиты действительно одно из самых работоспособных министерств и, главное, министерство, которое открыто к общению, министерство, которое восприимчиво к критике и к тем предложениям, с которыми мы выходим. По-другому быть не может, потому что решения, принимаемые министерством, это решения в отношении десятков миллионов граждан. Касается ли это пенсионной реформы, касается ли это социального обслуживания, ведём ли мы речь о защите и поддержке людей с ограниченными возможностями, это десятки миллионов человек. И это те люди, которые каждый день нам на территориях задают вопросы о том, как они будут жить дальше и на что они могут рассчитывать со стороны государства.

Нужно отметить, что это министерство ведёт сегодня сложнейшие реформы, но эти реформы, как уже было отмечено нашим уважаемым аудитором, сохраняют социальную стабильность в стране. И это, наверное, главный итог деятельности. Одновременно у нас очень много совместных задач с Министерством труда, которые, как мне кажется, нам предстоит решить в самые кратчайшие сроки.

Во-первых, что касается доходов населения. Конечно, мы видим, к сожалению, что нарастают показатели бедности и особенно остро эти процессы идут среди семей, имеющих детей. Поэтому мы рассчитываем на то, что та концепция государственной семейной политики, которая была утверждена, и план реализации, который сейчас разрабатывается, она будет содержать ответы на эти вопросы. И это не только, что важно, пособие по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет. Это и развитие социальных услуг для семей с детьми, и совершенствование возможности гибкого графика работы, и поддержка со стороны работодателей, и, безусловно, это и поддержка молодых студенческих семей, это и решение проблемы жилья семей, это и совершенствование в дальнейшем материнского капитала, который, как мы надеемся, сохранится у нас и после 2016 года.

Безусловно, важно, чтобы трудовые отношения были прозрачные. И в этом направлении многое делается в последнее время, потому что, собственно, собираемость налогов в значительной степени зависит от того, как широко применяются  серые схемы работодателями. Но одновременно, ровно такие же серые схемы действуют сегодня и при собираемости страховых взносов. Поэтому, когда мы говорим об инициативах социально чувствительных, таких, как ограничение выплат работающим пенсионерам или таких, как отмена досрочных пенсий работникам бюджетной сферы, мы должны понимать, что это мероприятия, к которым можно прибегать только в крайнем случае, решив все остальные, более эффективные мероприятия и возможности.

И когда сегодня по самым предварительным оценкам министерства 20 миллионов граждан Российской Федерации — это те люди, за которых не вносятся страховые взносы, я считаю, что, пока мы не наведём порядок в этом вопросе, переходить к таким мероприятиям, как ограничение пенсии работающим пенсионерам, преждевременно. Не там ищем, вот здесь я могу своих коллег повторить. Это решение сложное. 220 тысяч работающих пенсионеров, по предварительным оценкам, попадут под это ограничение в размере миллиона. Экономический эффект минимальный, социальный... социальные проблемы значительны. Поэтому я внутренне не поддерживаю это решение министерства. И нужно очень детально обсуждать, какие другие мероприятия мы будем  предпринимать для того, чтобы пополнять доходы Пенсионного фонда и сокращать его дефицит.

Конечно, нужно детально разбираться с безработицей. Потому что сегодня показатели безработицы, они не всегда соответствуют действительности. Потому что процент тех людей, кто не занят и официально зарегистрирован в службе занятости, он минимален. И мы видим, что 30 процентов тех, кто стоит на бирже труда, они получают минимальный размер пособия по безработице — 850 рублей.

Это о чём говорит? Это говорит о том, что эти люди хронически не работают, и это не те, кто стремятся работу найти. Поэтому это, скорее, не пособие по безработице, а некая социальная выплата. В то же время те, кто нуждаются в поиске работы, всё меньше и меньше приходят в службы занятости, и процент трудоустройства служб занятости сегодня очень невысокий. Поэтому, я считаю, что мы должны всерьёз подумать, что нам делать с этой службой, как нам повышать качество работы этой службы.

И, конечно, мы будем ставить вопрос о необходимости повышения пособия по безработице, возможно одновременно их..., но реально поддерживать тех, кто планирует свою трудовую деятельность продолжать.

Что касается доступной среды. Программа сейчас, действительно, новая формируется. На что мы хотели бы обратить внимание? Доступность должна быть не помещений, не зданий, об этом много говорилось, должна быть доступность тех услуг и культурных благ, которые оказываются внутри, поэтому сам факт заезда куда-то не говорит о том, что у нас среда стала доступной для людей с ограниченными возможностями.

И завершая. Мы сейчас принимаем большой пакет законов, которые в этом году начинают реализацию, в том числе, независимая оценка качества услуг, которые оказываются учреждениями социальной сферы. Вот мы надеемся, что нам удастся выстроить систему, при которой независимая оценка будет объективной, не сформированной лояльными структурами, а реально покажет качество того, что мы имеем в социальной сфере. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.

Кузьмина Алла Владимировна, пожалуйста.

Кузьмина А. В., фракция  «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемый Максим Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Максим Анатольевич представил нам сегодня обстоятельный доклад, в котором была показана та непростая работа министерства в условиях кризиса. И, конечно, мы должны сказать, что те инициативы министерства, которые были направлены на социальную защиту населения, они принимались в нелёгких экономических условиях и носили порой оптимальный характер для министерства. И это была, наверное, непростая борьба двух блоков — социального и экономического. И сегодня сложно говорить, кто победил в этой борьбе, но надо отдать должное руководству министерства, что они старались, и с нашей помощью в том числе, делать всё возможное в этом направлении, но, к сожалению, не всё получается. И мои коллеги до меня уже обратили на многие недостатки, мне не хотелось бы повторяться.

Я считаю, что вообще по количеству инициатив 2015 год можно было бы назвать годом социальным. Но тем не менее ещё раз скажу, что не все социальные инициативы, которые предлагало министерство, и которые принимали мы, как депутаты, сегодня реально исполняются.

Прежде всего, вот я хотела бы привести пример по аттестации рабочих мест.

В настоящее время Интернет переполнен сертифицированными фирмами, которые аттестуют рабочие места за определённую плату — 300 тысяч рублей за место. О чём это говорит, что сегодня работодатель может переаттестовать рабочее место так, как это ему выгодно. А кто же тогда будет защищать интересы работающих?

Я боюсь, что и та инициатива, которую мы сегодня услышали от министерства о создании системы аттестации квалификации подготовки кадров, тоже может привести именно к такой же схеме. И поэтому здесь надо быть очень внимательным и ответственным при создании таких систем аттестации.

Мне кажется, что сегодня, когда мы говорим о занятости населения, мы не должны опускать и такой момент, как трудовая миграция, и замещение рынка труда иностранной рабочей силой.

Вот хочу просто привести один пример из выступления заместителя Министра... Министерства Дальнего Востока, господи, боже мой, прошу прощения, Минвостокразвития, что он говорит в своём выступлении.

Если мы получаем дешёвый экономический ресурс, причем ресурс достаточно управляемый в силу определённой дисциплины и организационного обеспечения со стороны Кореи. А почему бы и нет? Нам нужна такая рабочая сила на Дальнем Востоке.

Но говоря сегодня о создании высокотехнологичного производства, о стратегии развития регионов Сибири и Дальнего Востока, о расширении внутренней миграции, мы не можем создавать благоприятные условия для развития зарубежной миграции.

Прежде всего, мы должны думать о создании высококвалифицированных рабочих мест для российских специалистов, особенно это касается Сибири и Дальнего Востока, когда мы говорим о зонах опережающего развития.

И в этой связи, мне кажется, что министерство должно обратить особое внимание на те инициативы Минвостокразвития и с ними скоординировать программу замещения трудовых ресурсов.

Мне кажется, что сегодня мы опять должны вернуться к МРОТу. Это наша с вами боль и обязательства, которые мы принимали ещё в 2013 году. И нарушаем принятый же нами закон.

Если прожиточный минимум не будет соответствовать минимальной оплате труда, то все наши обещания окажутся опять таким лукавством... (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Добавьте время.

Кузьмина А. В. Социальной защиты, именно в период кризиса должно как можно больше заботиться и защищать своих граждан. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо. (Аплодисменты.)

Максим Анатольевич, пожалуйста, если хотите что-то сказать.

Топилин М. А. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.

Уважаемые коллеги. Я очень коротко хотел бы несколько слов вот, чтобы была точность.

Владимир Семенович Катренко сказал о том, что у нас есть старый спор по поводу центров реабилитационных и неправильно, что мы их передали в регионы.

Пока мы их никуда не передали, они находятся в ведении Фонда соцстраха, хотя мы считаем, что стратегически это должно произойти. Регионы не готовы к этому. Но вот действительно спор остаётся, но они не переданы, это чтобы было понятно.

А второе было замечание по Крыму, то, что не хватит денег маткап на Крым. Денег достаточно, уже Пенсионный фонд принял более 30 тысяч заявлений от крымчан, крымчанок и граждан Севастополя на материнский капитал и уже начнёт эти выплаты осуществлять. В бюджете Пенсионного фонда денег достаточно.

Была тоже реплика и вопрос по поводу, буквально коротко, по Дальнему Востоку, вот то, что Алла Владимировна сказала. Мы внесли в правительство буквально на днях перечень регионов, которые являются регионами приоритетного приёма трудовых ресурсов, то есть трудонедостаточными, в которые входят практически все регионы Дальнего Востока. Эта программа будет реализовывать поправки в закон о занятости, которые в том году были приняты. И работодатели в этих регионах, если они войдут со своими инвестиционными проектами в региональные программы, будут получать федеральную поддержку 150 тысяч рублей на одного работника. И тем самым мы будем реализовывать вот эту задачу, связанную с перемещением, мобильностью трудовых ресурсов. Пока этот проект только в стадии такого запуска, но очень надеемся, что он определённым образом эту тему будет решать.

Что касается вопроса и тезиса об эффективности служб занятости, безусловно, их необходимо и систему пособий необходимо переформатировать. Но я думаю, что это надо делать не в момент там кризисных каких-то явлений, нужно очень чётко подумать, как переформатировать систему пособий. Я полностью согласен с тем, что нужно в большей степени платить пособия тем, кто имеет стаж работы, и, возможно, переводить на какие-то социальные выплаты, но не пособия тем, кто не имеет вообще никакого стажа и впервые ищет работу. Тоже такая тема нами обсуждается, и такие варианты нами разработаны, готовы их тоже обсуждать.

Что касается МРОТа. Мнение министерства заключается в том, что нужно подготовить законопроект, который бы дал видение ситуации. То есть сделать так, чтобы, допустим, с 1 января там 2016 года, с 1 января 2017 года и с 1 января 2018 года мы уже заранее видели, какие будут повышения МРОТа.

Это бы позволило работодателям наибольшим образом и правильно адаптироваться.

К сожалению, нам не удается пока согласовать такую конструкцию в правительстве, будем в ходе подготовки бюджета следующего года тоже с такими инициативами выходить, будем с коллегами из экономических ведомств, из Министерства финансов эту тему обсуждать. Мы  думаем, что мы найдем какие-то точки для решения этого вопроса, и будем выносим его вам на обсуждение.

Хотел бы всех поблагодарить. Мы все вопросы и все позиции записали. Ещё потом посмотрим, что, может быть, не отфиксировали, в стенограмме, и обязательно ещё те вопросы, которые вами были поставлены, обязательно на них отреагируем.

Спасибо.

Председательствующий. Спасибо, Максим Анатольевич.

Вам тоже спасибо за содержательное выступление и обстоятельные комментарии, думаю, что они были полезны.

Спасибо, коллеги.  

Материалы по теме