Министр Максим Топилин: к 2018 году продолжительность жизни должна составить 74 года
18 декабря 2012

Министр Максим Топилин принял участие в совещании по вопросу повышения качества жизни пожилых людей.

<...>

М.Топилин: Я коротко остановлюсь на тех проблемах, которые решает вместе с соответствующими общественными организациями Министерство труда. И я хотел бы начать с того, что подчеркнуть, в какой демографической ситуации мы находимся. То, что у нас сегодня 32 млн человек – лица в возрасте от 60 лет и старше, – это лишь подчёркивает важность проблемы и необходимость усиления внимания к пожилым людям, сказал Дмитрий Анатольевич. Но при этом мы должны понимать, что через 10 лет когорта таких граждан Российской Федерации увеличится, по нашим оценкам, на 7–8 млн человек и пожилых будет уже почти 40 млн человек. Поэтому сегодня мы как раз можем говорить о том, что развитие и инфраструктуры и внимание к этим категориям наших сограждан очень важно. При этом те задачи, которые поставлены, – это увеличение продолжительности жизни, – также требуют усиления внимания к этой проблеме.

В соответствии с нашими прогнозами, если сегодня продолжительность жизни составляет 70,3 года, то к 2018 году этот показатель должен составить 74 года. При этом у нас есть огромные резервы. По сравнению с развитыми западными странами показатель продолжительности жизни, конечно, ещё не такой высокий. Если мы возьмём Швейцарию, это 82 года, Италия – тоже 82 года, Франция и Швеция – 81 год, то есть нам есть над чем работать и куда стремиться.

Я хотел бы коротко сказать о том, что мы делаем в плане вопросов, связанных с материальным обеспечением пожилых людей. Во-первых, это, конечно, то, что ведётся постоянная работа по совершенствованию пенсионного законодательства. Мы постоянно осуществляем индексацию трудовых пенсий, и по тем документам, которые подготовлены Правительством, у нас… Если сегодня соотношение средней пенсии с прожиточным минимумом пенсионера составляет 180%, чуть ниже – 179%, если быть точным, то в проекте Стратегии пенсионной реформы, которая подготовлена, соотношение средней пенсии с прожиточным минимумом пенсионера к 2030 году составит 2,5–3 раза. При этом ежегодная индексация пенсии позволяет обеспечивать реальный прирост пенсий, и здесь мы должны последовательно продолжать эту политику.

Я бы хотел отметить, что подготовлен Правительством и буквально недавно подписан Президентом новый закон о потребительской корзине, в соответствии с которым пересмотрены подходы к потребительской корзине. Здесь очень важно, что мы в своих расчётах и в обоснованиях уделили самое главное внимание обеспечению именно группы пенсионеров. Прожиточный минимум для данной категории граждан увеличится только за счёт структуры потребительской корзины на 8–9%. При этом самое существенное внимание было уделено именно набору продовольственных товаров, которые входят в потребительскую корзину (раньше этот набор был достаточно серьёзным образом занижен), и за счёт этого у нас не в следующем, а в 2014 году произойдёт индексация социальных пенсий на 15%. За счёт только структуры будет увеличение как раз на эту цифру, а так же на индекс потребительских цен.

Вы остановились в своём выступлении, Дмитрий Анатольевич, на проблемах занятости. Во исполнение решений, которые были приняты на Государственном совете, который проходил по этим вопросам, мы подготовили специальные поправки в закон о занятости и в Административный кодекс. Так произошло, что буквально вчера министерство внесло их в Правительство – согласованные со всеми министерствами и ведомствами поправки. В чём суть данных предложений? Во-первых, сегодня у нас, по нынешнему законодательству, так как человек может быть признан безработным только до 60 и до 55 лет… То есть когда уже пенсионный возраст, безработным нельзя признать гражданина, и мы в этой связи даём право регионам и службам занятости в принципе заниматься переобучением граждан в возрасте после 60 лет. Сейчас такого права в принципе нет, и даже если регионы хотят это делать, возможности тратить деньги на эти цели не существует, поэтому данным законом наделяются субъекты (а у нас полномочия по занятости переданы субъектам), правом оказывать такую поддержку и организовывать переподготовку, профессиональную подготовку граждан пенсионного возраста.

Также мы все знаем, насколько негативно относится общество, и это уже стало притчей во языцех, когда объявления о приёме на работу содержат ограничения в возрасте. То есть требуются граждане возраста ниже 45 лет, и это негативно воспринимается, поэтому законопроектом предусматривается запрет на объявления со стороны работодателей таких ограничений. Конечно, мы полагаем, что это не решит проблему с трудоустройством в полной мере, но по крайней мере мне кажется, что такое ограничение, такой запрет будет способствовать всё-таки в большей степени обычному, я бы сказал, нормальному отношению к тому, что люди в возрасте свыше 45 лет – это прежде всего нормальный трудовой потенциал.

Д.Медведев: Да, это правильно, потому что такого рода указания, во всяком случае в моральном плане, выглядят абсолютно недостойно. Это не означает, что мы наклоним работодателя и скажем: вот тебе нужен молодой, совсем здоровый, а мы тебя обязуем принять пенсионера. Но хотя бы чтобы это не выглядело как бесконечное давление.

М.Топилин: Да, мы понимаем, что такое будет на практике, но всё-таки считаем, что это будет правильно. И за публикацию такой информации будут предусматриваться соответствующие санкции в Кодексе об административных правонарушениях.

Также мы продолжаем в регионах поддержку программ, связанных с критической ситуацией на рынке труда, которыми предусмотрено наставничество, о котором Вы также сказали. Я надеюсь, что этот законопроект будет быстро рассмотрен и принят Государственной Думой. Мы приложим к этому усилия.

Что касается укрепления материально-технической базы, я остановился бы на том, что мы в рамках программ региональных и в рамках поддержки субъектов Российской Федерации (каждый год на эти программы направляется 1 млрд рублей) продолжаем развитие как стационарных видов оказания услуг, так и обеспечения регионов, региональных служб социальных автотранспортом. За прошлый год такие службы были оснащены 600 машинами автотранспорта, и эта программа будет у нас продолжаться. При этом было принято решение о выделении 350 млн рублей из Резервного фонда Президента Российской Федерации, буквально на днях такое распоряжение подписано. 38 регионов получат дополнительное финансирование в размере, как я сказал, 350 млн рублей для 80 стационарных учреждений социального обслуживания.

Я очень коротко хотел бы остановиться на том, что мы продолжаем реализацию программы «Доступная среда» и, Дмитрий Анатольевич, считаем это очень важным не только для граждан с ограниченными возможностями, инвалидов. То, что реализуется в рамках программы «Доступная среда», – это принципиально позитивно для граждан пожилого возраста. Это просто удобство, это специальный транспорт, удобный для пользования, это поручни, это пандусы – та инфраструктура, которая удобна для всех. Поэтому мы считаем, что это тоже очень серьёзное направление работы для граждан пожилого возраста.

И я очень коротко хотел бы остановиться на двух моментах. Вы сказали о привлечении НКО прежде всего к работе с общественными организациями при оказании услуг. Мы сейчас очень плотно с Министерством финансов работаем над переходом к нормативно-подушевому финансированию. Такие поручения есть, и, я думаю, мы ближайшее время эту тему сможем окончательно решить. Сейчас мы практически согласовали к внесению в Правительство проекта закона об основах социального обслуживания. Он проходил достаточно детальное и долгое обсуждение с общественными организациями, и я полагаю, в данном законопроекте нам удастся заложить основы для того, чтобы регионы легитимно принимали такие решения. Нормативно-подушевое финансирование (такой опыт есть) – это когда деньги у нас уже пойдут за человеком, и тогда  это инфраструктура и частные дома престарелых, которые у нас существуют, и то, что мы можем оказывать на дому, привлекая эти структуры к помощи социальным работникам, вот это должно получить очень серьёзное развитие.

Если можно, последнее. Мы уже начали готовиться к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Я думаю, что мы должны уже в ходе этой подготовки, наверное, подумать и о тех мерах социальной поддержки, которые будут оказаны через два года. Я попросил бы в проекте протокольного решения это тоже отметить, чтобы мы с Министерством финансов начали уже эту тему рассматривать. Имею в виду, что, конечно, мы очень тщательно к этому вопросу относимся, но тот размер помощи, которую мы оказывали раньше, – это всего лишь 5 тыс. рублей. Мне кажется, что всё-таки к 70-летию Победы, через два года, мы могли более существенную материальную помощь оказать тем, кто принимал участие в этих событиях. Спасибо. <...>

Источник: Правительство РФ

Материалы по теме