Настройка режима отображения
Закрыть
Размер текста
Обычный
Крупный
Очень крупный
Кернинг
Маленький
Средний
Большой
Шрифт
Цветовая схема
Ц
Ц
Изображения
Да
Нет
ЧБ
Настройки по умолчанию
Применить

Проект федерального закона от 09 января 2013 г.

«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, законодательством Российской Федерации об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливает основы правового регулирования отношений в области социального обслуживания населения, и определяет:

  • 1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания;
  • 2) полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания;
  • 3) права и обязанности получателей услуг по социальному обслуживанию;
  • 4) права и обязанности поставщиков услуг по социальному обслуживанию.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание, а также на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, беженцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее – граждане).

3. Благотворители и добровольцы осуществляют социальное обслуживание в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • 1) трудная жизненная ситуация – обстоятельство (совокупность обстоятельств), признанное по основаниям, определенным настоящим Федеральным законом, как объективно нарушающее или способное нарушить нормальные условия жизнедеятельности гражданина, привести в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно и требующее, на основе определения индивидуальной нуждаемости, предоставления социального обслуживания;
  • 2) социальное обслуживание – деятельность, направленная на предоставление гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, услуг по социальному обслуживанию в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей;
  • 3) услуга по социальному обслуживанию – действие (действия) в области социального обслуживания по оказанию постоянной, регулярной, периодической либо разовой помощи гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей (далее – социальная услуга);
  • 4) поставщик услуг по социальному обслуживанию – юридическое лицо независимо от организационно-правовых форм, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию (далее – поставщик социальных услуг);
  • 5) получатель услуг по социальному обслуживанию – гражданин, которому для преодоления трудной жизненной ситуации предоставляется социальная услуга (далее – получатель социальных услуг);
  • 6) стандарт социальной услуги – описание основных требований к срокам, условиям, качеству и результативности предоставления социальной услуги;
  • 7) индивидуальная нуждаемость в социальных услугах – потребность гражданина в социальных услугах, необходимых для преодоления трудной жизненной ситуации и (или) предупреждения причин ее возникновения;
  • 8) персональное сопровождение – социальная услуга, предоставляемая получателям социальных услуг со значительными выраженными ограничениями жизнедеятельности, в целях повышения их реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 4. Основные принципы социального обслуживания населения

Основными принципами социального обслуживания населения являются:

  • 1) соблюдение прав человека, уважение достоинства личности;
  • 2) доступность социального обслуживания;
  • 3) обеспечение социального сопровождения;
  • 4) осуществление социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;
  • 5) направленность социального обслуживания на максимально возможное продление пребывания получателя социальных услуг в привычной, благоприятной социальной среде;
  • 6) добровольность социального обслуживания или отказа от его предоставления;
  • 7) конфиденциальность информации о получателях социальных услуг;
  • 8) профилактическая направленность социального обслуживания.

Статья 5. Соблюдение прав человека, уважение достоинства личности

1. Социальное обслуживание осуществляется на основе признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Социальное обслуживание основывается на уважении достоинства личности, носит гуманный характер, не допускает унижения чести и достоинства человека.

Статья 6. Доступность социального обслуживания населения

1. Гражданам, признанным находящимися в трудной жизненной ситуации, обеспечивается равный, свободный доступ к социальному обслуживанию вне зависимости от пола, расы, возраста, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства (места пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

2. Доступность социального обслуживания обеспечивается:

  • 1) приближенностью социального обслуживания к месту жительства получателей социальных услуг и (или) транспортной доступностью поставщиков социальных услуг;
  • 2) достаточностью количества поставщиков социальных услуг, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона, для обеспечения потребности граждан в социальном обслуживании;
  • 3) достаточностью финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • 4) доступностью организаций социального обслуживания и предоставляемых ими социальных услуг для инвалидов и других маломобильных лиц, учитывающей ограничения их жизнедеятельности.

Статья 7. Обеспечение социального сопровождения

1. Социальное обслуживание предусматривает социальное сопровождение получателя социальных услуг.

2. Социальное сопровождение предполагает предоставление социальных услуг гражданам в трудной жизненной ситуации, в том числе требующих привлечения на основе межведомственного взаимодействия специалистов различных профилей (специальностей).

3. Социальное сопровождение предусматривает:

  • 1) установление обстоятельств и условий, препятствующих самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей гражданина;
  • 2) комплексную оценку и коллегиальное решение об индивидуальной нуждаемости гражданина в социальном обслуживании с учетом способности гражданина преодолеть трудную жизненную ситуацию и (или) ее последствия собственными силами;
  • 3) предоставление социальных услуг гражданину и (или) содействие в получении иных услуг;
  • 4) мониторинг жизнедеятельности получателя социальных услуг и эффективности предоставляемых ему социальных услуг и (или) иных услуг.

Статья 8. Осуществление социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах

1. Социальное обслуживание осуществляется в соответствии с индивидуальной нуждаемостью гражданина в социальных услугах.

2. Индивидуальная нуждаемость в социальных услугах устанавливается на основе определения условий жизнедеятельности гражданина, признанного находящимся в трудной жизненной ситуации.

3. Индивидуальная нуждаемость гражданина в социальных услугах является основанием для определения видов, сроков, условий и стоимости предоставления социальных услуг.

Статья 9. Направленность социального обслуживания на максимально возможное продление пребывания получателей социальных услуг в привычной, благоприятной социальной среде

Социальное обслуживание с целью максимально возможного продления пребывания получателей социальных услуг в привычной, благоприятной для них социальной среде, обеспечивается по их просьбе либо просьбе их законных представителей путем приоритетного предоставления социальных услуг на дому.

Статья 10. Добровольность социального обслуживания или отказа от его предоставления

1. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного информированного согласия гражданина либо его законного представителя на получение социальных услуг.

2. Добровольное информированное согласие гражданина либо его законного представителя на социальное обслуживание обеспечивается путем предоставления гражданину либо его законному представителю в доступной форме полной информации о видах, сроках, условиях, порядке предоставления, оплаты и стоимости социальных услуг, о поставщиках социальных услуг, в порядке, определяемом законодательством субъекта Российской Федерации.

3. Добровольное информированное согласие гражданина либо его законного представителя на социальное обслуживание осуществляется с целью принятия гражданином либо его законным представителем обоснованного, взвешенного, самостоятельного решения о предоставлении социального обслуживания.

4. Формой выражения добровольного информированного согласия гражданина либо его законного представителя на социальное обслуживание является письменное либо электронное заявление гражданина либо его законного представителя на предоставление социальных услуг.

5. Гражданин либо его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания или потребовать прекращения его предоставления в соответствии со статьей 25 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Конфиденциальность информации о получателях социальных услуг

1. Не допускается разглашение сведений о получателях социальных услуг лицами, которым эти сведения стали известны при исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей. Разглашение сведений о получателях социальных услуг влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите персональных данных.

2. С письменного согласия получателя социальных услуг либо его законного представителя допускается передача сведений о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг либо его законного представителя, в том числе в средства массовой информации, включая Интернет.

3. Предоставление сведений о получателе социальных услуг без согласия получателя социальных услуг либо его законного представителя допускается:

  • 1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • 2) в случае предоставления социальных услуг несовершеннолетнему, либо лицу, признанному в установленном порядке недееспособным (далее – недееспособный) для информирования родителей, иного законного представителя;
  • 3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного запроса, а также для регистрации субъекта персональных данных на порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Статья 12. Профилактическая направленность социального обслуживания

1. Профилактическая направленность социального обслуживания обеспечивается путем выявления и совершения действий по предотвращению обстоятельств, способных нарушить жизнедеятельность гражданина, привести его в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья.

2. Профилактическая направленность социального обслуживания осуществляется путем реализации комплекса организационных, информационных, консультационных и иных мероприятий в составе региональных целевых программ социального обслуживания.

3. Профилактическая направленность социального обслуживания обеспечивается органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенциями, с привлечением заинтересованных негосударственных, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.

4. Перечень мероприятий по профилактике трудной жизненной ситуации, а также порядок межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению профилактики трудной жизненной ситуации определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

ГЛАВА 3. ПОЛНОМОЧИЯ федеральных ОРГАНОВ государственной власти и ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ социального обслуживания

Статья 13. Полномочия федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области социального обслуживания относится:

  • 1) защита прав и свобод человека в области социального обслуживания;
  • 2) установление основ государственной политики и законодательного регулирования в области социального обслуживания;
  • 3) управление федеральной государственной собственностью, используемой в области социального обслуживания;
  • 4) установление и ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания;
  • 5) установление рекомендуемых структур и штатных нормативов государственных организаций социального обслуживания;
  • 6) установление рекомендуемых норм питания (диетического питания), нормативов обеспечения мягким инвентарем, площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг;
  • 7) утверждение порядков и осуществление государственного контроля (надзора) качества и безопасности социального обслуживания;
  • 8) утверждение перечня заболеваний, требующих лечения в медицинских организациях государственной и (или) муниципальной систем здравоохранения, наличие которых является основанием для отказа гражданину в социальном обслуживании в стационарных условиях;
  • 9) утверждение методических указаний по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
  • 10) утверждение примерного положения о порядке признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • 11) утверждение порядка независимой оценки качества и результативности деятельности в области социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • 12) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области социального обслуживания;
  • 13) иные полномочия, относящиеся к сфере социального обслуживания.

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в области социального обслуживания (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти) относится:

  • 1) проведение государственной политики в области социального обслуживания, реализация мер по совершенствованию предоставления социальных услуг;
  • 2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, общероссийских общественных организаций, а также благотворителей и добровольцев в области социального обслуживания;
  • 3) утверждение порядка осуществления мониторинга, критериев оценки качества и результативности оказываемых социальных услуг в целях осуществления государственного контроля (надзора) качества и безопасности социального обслуживания в субъектах Российской Федерации;
  • 4) методическое обеспечение деятельности по социальному обслуживанию, а также по профилактике трудной жизненной ситуации;
  • 5) утверждение примерных форм заявления на предоставление социальных услуг, индивидуальной программы предоставления социальных услуг, договора с гражданином о предоставлении социальных услуг;
  • 6) утверждение формы заключения об отказе в социальном обслуживании в стационарных условиях в связи с наличием у гражданина заболеваний, требующих лечения в медицинских организациях государственной и (или) муниципальной систем здравоохранения;
  • 7) установление порядка направления граждан в специальные стационарные организации социального обслуживания;
  • 8) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания;
  • 9) утверждение порядка ведения информационных систем в области социального обслуживания, включая формы предоставления данных о получателях социальных услуг и поставщиках социальных услуг;
  • 10) утверждение порядков предоставления социальных услуг федеральными организациями социального обслуживания;
  • 11) установление порядка аттестации работников государственных организаций социального обслуживания;
  • 12) утверждение требований к порядку и условиям социального обслуживания граждан, имеющих заболевания, входящие в перечень, утверждаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, требующие лечения в медицинских организациях государственной и/или муниципальной систем здравоохранения;
  • 13) иные полномочия, относящиеся к сфере социального обслуживания.

Статья 14. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания относится:

  • 1) правовое регулирование социального обслуживания в субъекте Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;
  • 2) координация деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, общественных организаций, а также благотворителей и добровольцев в области социального обслуживания;
  • 3) утверждение регламентов межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации в области социального обслуживания;
  • 4) утверждение схем развития и размещения организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
  • 5) утверждение структур, штатных нормативов, норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем, площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
  • 6) ведение реестров поставщиков социальных услуг и регистров получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации;
  • 7) разработка, финансовое обеспечение и реализация региональных целевых программ социального обслуживания, включая мероприятия, направленные на профилактику трудной жизненной ситуации;
  • 8) утверждение подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
  • 9) утверждение перечня иных обстоятельств, относящихся к трудной жизненной ситуации и порядка признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации;
  • 10) утверждение перечня видов социальных услуг, предоставляемых в различных условиях социального обслуживания, типов организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
  • 11) утверждение порядков определения индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах и предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации;
  • 12) осуществление государственного контроля (надзора) качества и безопасности социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
  • 13) утверждение форм заявления о предоставлении социальных услуг, договора с гражданином о предоставлении социальных услуг, индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • 14) утверждение предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату в субъекте Российской Федерации;
  • 15) утверждение порядка оплаты предоставления социальных услуг за плату в субъекте Российской Федерации;
  • 16) утверждение условий предоставления социальных услуг и размера платы за предоставление социальных услуг;
  • 17) обеспечение открытого бесплатного доступа населения к информации о получателях социальных услуг в соответствии с требованиями федерального законодательства о защите персональных данных, а также о социальных услугах, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, видах, сроках, условиях, порядке предоставления и стоимости социальных услуг, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
  • 18) установление мер социальной поддержки и стимулирования труда работников организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации;
  • 19) ведение учета и отчетности в области социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
  • 20) установление порядка осуществления социального обслуживания на принципах государственно-частного партнерства;
  • 21) организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в области социального обслуживания в субъекте Российской Федерации;
  • 22) разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального облуживания.

2. Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 15. Права получателей социальных услуг

Получатели социальных услуг либо их законные представители имеют право на:

  • 1) получение социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг;
  • 2) уважительное и гуманное отношение со стороны поставщиков социальных услуг;
  • 3) получение бесплатно, в доступной форме информации о своих правах, обязанностях, видах, сроках, условиях, порядке предоставления и оплаты и стоимости социальных услуг, поставщиках социальных услуг, а также о предполагаемых результатах оказания социальных услуг;
  • 4) объективное определение индивидуальной нуждаемости в социальных услугах;
  • 5) выбор поставщика (поставщиков) социальных услуг в субъекте Российской Федерации с учетом индивидуальной нуждаемости и индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • 6) предоставление социальных услуг в соответствии с условиями договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого с поставщиком социальных услуг;
  • 7) отказ от предоставления социальных услуг;
  • 8) обеспечение конфиденциальности информации, предоставляемой в целях получения социальной услуги;
  • 9) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
  • 10) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц организаций социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 11) участие в формировании индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • 12) компенсацию самостоятельно оплаченных расходов за социальные услуги, предоставленные поставщиком социальных услуг в случаях и на условиях, установленных частью 5 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Обязанности получателей социальных услуг

Получатели социальных услуг либо их законные представители обязаны:

  • 1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении социальных услуг;
  • 2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, влияющих на предоставление социальных услуг;
  • 3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату;
  • 4) при получении социальных услуг соблюдать правила внутреннего распорядка организации социального обслуживания, не нарушать общественный порядок.

ГЛАВА 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 17. Права поставщиков социальных услуг

1. Поставщик социальных услуг имеет право:

  • 1) предоставлять социальные услуги гражданам по их желанию, в том числе на платной основе, в соответствии с установленными порядками на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг либо его законным представителем;
  • 2) отказать в предоставлении социальных услуг при нарушении получателем социальных услуг условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг либо его законным представителем;
  • 3) предоставлять срочные социальные услуги гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации, без заключения договора о предоставлении социальных услуг;
  • 4) участвовать в определении индивидуальной нуждаемости в социальных услугах;
  • 5) создавать профессиональные ассоциации, союзы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 6) на включение в реестр поставщиков социальных услуг в субъекте Российской Федерации.

2. Поставщики социальных услуг, относящиеся к некоммерческим организациям, могут объединяться в саморегулируемые организации в соответствии с законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях.

3. Поставщик социальных услуг не имеет права:

  • 1) использовать в отношении получателей социальных услуг в целях физического сдерживания лекарственные препараты, а также ограничивать свободу получателей социальных услуг и (или) применять физическое или психологическое насилие. Лица, виновные в нарушении законных прав получателей социальных услуг, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 2) помещать детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для умственно отсталых детей.

Статья 18. Обязанности поставщиков социальных услуг

1. Поставщик социальных услуг обязан:

  • 1) осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, в соответствии с установленными порядками предоставления социальных услуг, а также условиями договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг либо его законным представителем;
  • 2) осуществлять деятельность при предоставлении срочных социальных услуг без заключения договора о предоставлении социальных услуг с получателем социальных услуг либо его законным представителем, в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, иными нормативными актами субъектов Российской Федерации;
  • 3) предоставлять получателю социальных услуг либо его законному представителю бесплатную полную информацию о его правах и обязанностях, видах, сроках, условиях, порядке, стоимости предоставления социальных услуг, а также о предполагаемых результатах оказания социальных услуг, в том числе в форме, доступной для инвалидов и иных маломобильных лиц;
  • 4) информировать получателя социальных услуг либо его законного представителя о причинах отказа в социальном обслуживании в письменной или электронной форме;
  • 5) осуществлять сбор данных о получателях социальных услуг и о предоставляемых им социальных услугах, с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите персональных данных;
  • 6) обеспечивать условия доступности для инвалидов и иных маломобильных лиц при предоставлении социальных услуг с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • 7) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о защите персональных данных, а также об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • 8) предоставлять уполномоченным органам государственной власти субъекта Российской Федерации информацию для формирования регистра получателей социальных услуг.

2. Поставщик социальных услуг несет ответственность за нарушение настоящего Федерального закона в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 6. ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 19. Добровольное информированное согласие на социальное обслуживание

Необходимым предварительным условием социального обслуживания является добровольное информированное согласие гражданина либо его законного представителя на социальное обслуживание на основании бесплатной, полной, предоставленной в доступной форме информации о видах, сроках, условиях, порядке, стоимости предоставления социальных услуг, о поставщиках социальных услуг, а также о предполагаемых результатах предоставления социальных услуг.

Статья 20. Обращение о предоставлении социального обслуживания

Основанием рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является письменное либо электронное заявление гражданина либо его законного представителя, а также, по его просьбе, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области социального обслуживания, либо непосредственно к поставщику социальных услуг, о предоставлении социального обслуживания.

Статья 21. Основания признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации

1. Гражданин признается находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:

  • 1) частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и (или) передвижению, нарушающая либо способная нарушить условия самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей гражданина;
  • 2) социально опасное положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, в том числе психологического состояния (наличие в семье лиц с наркотической или алкогольной зависимостью, семейное насилие, жестокое обращение с детьми и др.);
  • 3) отсутствие попечения родителей либо опекунов или попечителей несовершеннолетних;
  • 4) отсутствие определенного места жительства, определенных занятий, средств к существованию;
  • 5) иные обстоятельства, объективно нарушившие либо способные нарушить условия нормальной жизнедеятельность гражданина, привести его в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья.

2. Перечень иных обстоятельств, относящихся к трудной жизненной ситуации, порядок признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации для предоставления социального обслуживания устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 22. Индивидуальная нуждаемость в социальных услугах

1. Социальные услуги гражданину, признанному по основаниям статьи 21 настоящего Федерального закона находящимся в трудной жизненной ситуацией, предоставляются на основании определения индивидуальной нуждаемости.

2. Индивидуальная нуждаемость определяется с целью установления видов, условий, сроков, стоимости предоставления гражданину социальных услуг.

3. При определении индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах учитываются:

  • 1) потребность в постоянной, регулярной, периодической или разовой посторонней помощи вследствие частичной или полной утраты способности к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению;
  • 2) наличие или отсутствие совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить им помощь и уход, попечение несовершеннолетних;
  • 3) психологическое состояние, представляющее опасность для жизни или здоровья;
  • 4) доходы и жилищные условия граждан, совместно проживающих с ними родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить им помощь и уход, попечение несовершеннолетних;
  • 5) иные (дополнительные) условия, определяющие индивидуальную нуждаемость граждан в социальных услугах, устанавливаемые нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

4. Индивидуальная нуждаемость в социальных услугах определяется межведомственной комиссией в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

5.Формирование межведомственных комиссий в субъекте Российской Федерации осуществляется в соответствии с регламентами межведомственного взаимодействия, утверждаемыми нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

6. Решение межведомственной комиссии, принятое по результатам определения индивидуальной нуждаемости в социальных услугах, оформляется при участии гражданина либо его законного представителя в виде индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Экземпляр индивидуальной программы предоставления социальных услуг передается гражданину либо его законному представителю.

7. Гражданину, признанному нуждающимся в социальном обслуживании в связи с трудной жизненной ситуацией, гарантируется предоставление социальных услуг в соответствии с его индивидуальной программой, на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и порядками предоставления социальных услуг, определенными статьей 35 настоящего Федерального закона.

Статья 23. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг

1. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг документ, определяющий виды, условия, сроки, стоимость предоставления гражданину социальных услуг, условия и размер их оплаты, содержащий, в виде приложения, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг из числа включенных в реестр поставщиков субъекта Российской Федерации.

2. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг формируется в соответствии с положениями статьи 22 настоящего Федерального закона.

3. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг является документом, предоставляющим гражданину либо его законному представителю право самостоятельно обращаться за предоставлением социальных услуг к поставщику социальных услуг, включенному в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

4. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг для гражданина либо его законного представителя носит рекомендательный характер, он вправе отказаться от реализации программы в целом либо отдельных ее частей.

5. Отказ гражданина либо его законного представителя от реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг в целом либо отдельных ее частей оформляется в письменном виде.

6. Отказ гражданина либо его законного представителя от реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг в целом или от отдельных ее частей освобождает органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в области социального обслуживания населения, от ответственности за ее исполнение и не дает получателю социальных услуг права на получение компенсации, упомянутой в части 7 настоящей статьи.

7. Если социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, не могут быть предоставлены гражданину поставщиком (поставщиками) социальных услуг в соответствии с установленными им государственными заданиями (заказами) и гражданин самостоятельно приобрел соответствующие услуги у иного поставщика (поставщиков) социальных услуг, включенного в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере и в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 24. Договор о предоставлении социальных услуг

1. Социальные услуги гражданину предоставляются на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг либо его законным представителем, по результатам оценки индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах.

2. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг либо его законным представителем, являются условия, определенные индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

3. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. При предоставлении гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, срочных социальных услуг в целях неотложной помощи разового характера договор о предоставлении социальных услуг не заключается.

Статья 25. Отказ в социальном обслуживании

1. Гражданин либо его законный представитель имеет право отказаться от социального обслуживания. При отказе от социального обслуживания гражданину либо его законному представителю в доступной для него форме разъясняются возможные последствия принятого им решения.

2. Гражданину, не признанному нуждающимся в социальном обслуживании в связи с трудной жизненной ситуацией по основаниям, указанным в статье 21 настоящего Федерального закона, либо отказавшемуся от реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг в целом или от отдельных ее частей в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, социальное обслуживание не предоставляется. Отрицательное решение с разъяснением причин отказа в социальном обслуживании доводится до гражданина либо его законного представителя или до государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в письменной либо электронной форме.

3. Гражданину может быть отказано в социальном обслуживании в стационарных условиях в связи с наличием заболеваний, требующих лечения в медицинских организациях государственной и (или) муниципальной систем здравоохранения.

4. Решение об отказе в социальном обслуживании в случае несогласия может быть обжаловано гражданином либо его законным представителем или государственным органом, органом местного самоуправления, общественным объединением в судебном порядке.

ГЛАВА 7. ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Статья 26. Содержание профилактики трудной жизненной ситуации

1. Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации осуществляется путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан по месту жительства (фактического пребывании), определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, анализа данных государственной статистической отчетности, проведения, при необходимости, выборочных социологических опросов населения.

2. Предотвращение обстоятельств, способных нарушить жизнедеятельность гражданина, привести его в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья, осуществляется путем:

  • 1) проведения индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных и иных необходимых услуг;
  • 2) разработки и реализации в составе региональных целевых программ социального обслуживания профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способных привести к возникновению трудной жизненной ситуации по месту жительства (фактического пребывании) граждан, предусматривающих, организацию информационно-просветительской работы в средствах массовой информации, развитие социальной инфраструктуры, внедрение современных методик и социальных технологий, иные мероприятия, определяемые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 27. Организация профилактики трудной жизненной ситуации

1. Индивидуальные профилактические мероприятия, направленные на предотвращение трудной жизненной ситуации, осуществляются по месту жительства (фактического пребывании) граждан организациями, подведомственными органам государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их учредительными документами, с привлечением заинтересованных коммерческих организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.

2. Профилактические мероприятий, направленные на устранение причин и условий, способных привести к возникновению трудной жизненной ситуации разрабатываются в составе региональных целевых программ социального обслуживания и реализуются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках межведомственного взаимодействия, а также во взаимодействии с заинтересованными негосударственными, в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями, благотворителями и добровольцами.

ГЛАВА 8. УСЛОВИЯ И ВИДЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 28. Условия предоставления социальных услуг

1. Социальные услуги гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с трудной жизненной ситуацией, предоставляются на дому, или в полустационарных (нестационарных) условиях или в стационарных условиях.

2. Социальные услуги на дому предоставляется по месту проживания (фактического пребывания) получателей социальных услуг.

3. Социальные услуги в полустационарных (нестационарных) условиях предоставляются получателям социальных услуг организацией социального обслуживания в течение определенного времени суток, в дневное или ночное время.

4. Социальные услуги в стационарных условиях предоставляются получателям социальных услуг при постоянном или временном (до 6 месяцев или более длительным сроком, определенным индивидуальной программой предоставления социальных услуг) или пятидневном в неделю круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

5. При предоставлении социальных услуг в стационарных или полустационарных (нестационарных) условиях обеспечиваются условия доступности для инвалидов (в том числе детей-инвалидов) и других маломобильных лиц, учитывающих ограничения их жизнедеятельности:

  • 1) для лиц, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата – возможности для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри организации социального обслуживания (в том числе для передвижения на креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также обеспечиваться доступное размещение оборудования и носителей информации;
  • 2) для лиц, имеющих нарушения функций зрения - дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля в соответствии с действующими стандартами, сопровождение работниками организации социального обслуживания, ознакомление работниками организации социального обслуживания с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией, допуск собак-проводников при наличии на них документов;
  • 3) для лиц, имеющих нарушения функций слуха – дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, представление информации о предоставляемых социальных услугах посредством русского жестового языка (сурдоперевод).

6. Лица пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также лица пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к ответственности за нарушение общественного порядка, бродяжничество и попрошайничество, направляемые из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные организации социального обслуживания в порядке, определяемом органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

7. Вопросы помещения в стационарные организации социального обслуживания и выписки из этих организаций лиц, страдающих психическими расстройствами, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи.

Статья 29. Виды предоставляемых социальных услуг

1. Получателям социальных услуг предоставляются с учетом индивидуальной нуждаемости следующие виды социальных услуг:

  • 1) услуги в целях поддержания и улучшения состояния здоровья, не предполагающие медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение;
  • 2) услуги в целях содействия в улучшении психического состояния, восстановления способности к адаптации в социальной среде;
  • 3) услуги в целях организации досуга, содействия в семейном воспитании детей, решении образовательных и педагогических проблем;
  • 4) услуги в целях защиты законных прав и интересов, содействия в решении правовых проблем;
  • 5) услуги в целях поддержки и улучшения уровня жизни путем оказания материальной помощи, помощи в решении других социально-экономических проблем;
  • 6) услуги в целях содействия в проведении реабилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам,
  • 7) услуги по персональному сопровождению в целях повышения реабилитационного, интеграционного и коммуникативного потенциала получателей социальных услуг со значительными выраженными ограничениями жизнедеятельности, в том числе детям-инвалидам;
  • 8) срочные социальные услуги в целях неотложной помощи разового характера гражданам в трудной жизненной ситуации.

2. Перечень видов социальных услуг, предоставляемых в различных условиях социального обслуживания в субъекте Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

ГЛАВА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Статья 30. Система социального обслуживания

Система социального обслуживания населения включает:

  • 1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • 2) уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • 3) федеральные организации социального обслуживания;
  • 4) организации социального обслуживания субъектов Российской Федерации;
  • 5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
  • 6) физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица;
  • 7) благотворителей и добровольцев, осуществляющих по собственной инициативе безвозмездную деятельность по социальному обслуживанию.

Статья 31. Типы организаций социального обслуживания

Перечень организаций социального обслуживания по типам устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статья 32. Информационные системы в области социального обслуживания

1. В информационных системах в области социального обслуживания (далее - информационные системы) осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации о поставщиках социальных услуг, а также о получателях социальных услуг, на основании представляемых поставщиками социальных услуг данных.

2. Операторами информационных систем являются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, организации, назначенные указанными органами.

3. Информация, содержащаяся в информационных системах, используется для мониторинга социального обслуживания, проведения контроля (надзора) качества и безопасности социального обслуживания в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона и иных целей, определяемых нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 33. Реестры поставщиков социальных услуг

1. Реестры поставщиков социальных услуг формируются в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения эффективного предоставления социальных услуг и расходования средств в системе социального обслуживания, а также осуществления контроля (надзора) в области социального обслуживания.

2. Предоставление поставщиками социальных услуг информации для включения в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на добровольной основе.

3. Реестр поставщиков социальных услуг содержит следующую информацию:

  • 1) регистрационный номер учетной записи;
  • 2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование поставщика социальных услуг;
  • 3) дата создания (образования) поставщика социальных услуг;
  • 4) организационно-правовая форма поставщика социальных услуг;
  • 5) адрес (место нахождения), телефон, электронная почта поставщика социальных услуг;
  • 6) фамилия, имя, отчество руководителя (физического лица) поставщика социальных услуг;
  • 7) сведения о лицензиях, имеющихся у поставщика социальных услуг (при необходимости);
  • 8) сведения об условиях социального обслуживания и видах предоставляемых социальных услуг;
  • 9) сведения о результатах предоставления социальных услуг получателям социальных услуг в соответствии с заключенными договорами о предоставлении социальных услуг;
  • 10) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

4. Реестр поставщиков социальных услуг в субъекте Российской Федерации размещается в открытом доступе в сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Статья 34. Регистр получателей социальных услуг

1. Регистр получателей социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации на основе данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг в целях обеспечения эффективного оказания социальных услуг, оценки результатов их предоставления поставщиками социальных услуг, а также осуществления контроля (надзора) в области социального обслуживания.

2. Регистр получателей социальных услуг должен содержать следующую информацию:

  • 1) регистрационный номер учетной записи;
  • 2) фамилия, имя, отчество;
  • 3) дата рождения;
  • 4) пол;
  • 5) гражданство;
  • 6) адрес места жительства (места пребывания), телефон;
  • 7) страховой номер индивидуального лицевого счёта;
  • 8) серия, номер паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), дата выдачи указанных документов и наименование выдавшего
  • 9) о мерах социальной поддержки (помощи), установленных получателю социальной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской их органа;
  • 10) дата обращения за получением социальных услуг;
  • 11) дата оформления и номер индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • 12) сведения о наличии совместно проживающих родственников (иных членов семьи), либо иных лиц, которые обязаны в соответствии законодательством Российской Федерации обеспечивать помощь и уход за получателем социальной услуги, их доходах и жилищных условиях;
  • 13) сведения о доходах и жилищных условиях получателя социальной услуги;
  • 14) сведения Федерации в денежном выражении;
  • 15) наименование поставщика (поставщиков) социальных услуг;
  • 16) перечень социальных услуг, предоставленных получателю социальных услуг в соответствии с заключенным договором о предоставлении социальных услуг, с указанием стоимости и результатов предоставления социальных услуг;
  • 17) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.

3. Сведения о получателях социальных услуг относятся к категории информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите персональных данных.

Статья 35. Порядки предоставления социальных услуг

1. Социальные услуги предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с порядками предоставления социальных услуг, обязательными для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта Российской Федерации.

2. Порядки предоставления социальных услуг формируются по видам социальных услуг.

3. Порядок предоставления социальной услуги включает в себя:

  • 1) наименование социальной услуги;
  • 2) требования к поставщику социальной услуги, в том числе квалификационные требования к работникам, непосредственно предоставляющим социальные услуги;
  • 3) перечень документов, определенных законодательством субъекта Российской Федерации, необходимых для предоставления социальной услуги, с разделением на документы и информацию, которые должен представить в обязательном порядке получатель социальной услуги, и документы, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, либо представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе;
  • 4) максимальный срок ожидания в очереди с момента оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • 5) подушевой норматив финансирования социальной услуги;
  • 6) порядок финансирования и оплаты социальной услуги;
  • 7) стандарт социальной услуги;
  • 8) иные положения исходя из особенностей предоставления социальной услуги, определяемые законодательством субъектов Российской Федерации.

4. Стандарт социальной услуги устанавливает основные требования к виду, объему и качеству социальной услуги, срокам и условиям ее предоставления и включает:

  • 1) описание вида социальной услуги;
  • 2) описание сроков предоставления социальной услуги;
  • 3) показатели качества и результативности предоставления социальной услуги;
  • 4) описание условий предоставления социальной услуги, в том числе условий доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других маломобильных лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности;
  • 5) иные положения, необходимые для повышения уровня, качества и безопасности предоставления социальной услуги, определяемые законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Порядок независимой оценки качества и результативности деятельности в области социального обслуживания и предоставления социальных услуг определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 36. Координация взаимодействия при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации

1. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации осуществляется на основе регламентов взаимодействия, устанавливающих содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Регламенты межведомственного взаимодействия устанавливают:

  • 1) перечень органов государственной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующих в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания;
  • 2) функции и виды деятельности, осуществляемой органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания;
  • 3) процедуры и формы межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания;
  • 4) требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией между органами государственной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующими в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания, в том числе в электронной форме;
  • 5) порядок разрешения споров, возникающих между органами государственной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующими в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания;
  • 6) порядок осуществления контроля и оценки результативности взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания.

ГЛАВА 10. ФИНАНСИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 37. Финансовое обеспечение социального обслуживания

1. Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:

  • 1) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 2) добровольные взносы, пожертвования и иные источники, получаемые от приносящей доходы деятельности, предусмотренные уставом организации социального обслуживания;
  • 3) средства благотворителей;
  • 4) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.

2. Финансовое обеспечение деятельности федеральных организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.

3. Финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.

4. Финансовое обеспечение оказания социальных услуг негосударственными организациями, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица, а также социально ориентированными некоммерческими организации, предоставляющими социальные услуги осуществляется посредством предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, посредством размещения заказа на предоставление социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.

5. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе привлекать иные источники, в том числе для реализации совместных проектов в рамках государственно-частного партнерства в области социального обслуживания.

Статья 38. Плата за предоставление социальных услуг

1. Социальные услуги в соответствии с государственными заданиями (заказами) предоставляются получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг на дому или в полустационарных (нестационарных) условиях или в стационарных условиях бесплатно, либо за плату.

2. Социальные услуги в соответствии с государственными заданиями (заказами) предоставляются получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг на дому или в полустационарных (нестационарных) условиях бесплатно:

  • 1) детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
  • 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов;
  • 3) лицам, не имеющим определенного места жительства и занятий;
  • 4) лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) передвижению, не имеющим совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих лиц на дату обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, установленной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации;
  • 5) лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с социально опасным положением, если среднедушевой доход этих лиц на дату обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, установленной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

3. Социальные услуги в соответствии с государственными заданиями (заказами) предоставляются получателям социальных услуг поставщиками социальных услуг на дому или в полустационарных (нестационарных) условиях за плату:

  • 1) лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) передвижению, имеющим или не имеющим совместно проживающих родственников (иных членов семьи) либо иных лиц, которые обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих лиц на дату обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, установленную в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации;
  • 2) лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с социально опасным положением, если среднедушевой доход этих лиц на дату обращения, рассчитанный в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату, установленную в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления получателям социальных услуг социальных услуг за плату, определенных частью 3 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом финансовых возможностей субъекта Российской Федерации, но не может быть меньше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для соответствующих социально-демографических групп населения.

5. Размер ежемесячной платы за предоставление получателям социальных услуг социальных услуг на дому или в полустационарных (нестационарных) условиях, определенных частью 3 настоящей статьи, рассчитывается на основе подушевых нормативов финансирования социальных услуг с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 50 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.

6. Социальные услуги в объемах, определенных государственными заданиями (заказами), предоставляются поставщиками социальных услуг в стационарных условиях детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, бесплатно.

7. Социальные услуги в объемах, определенных государственными заданиями (заказами), предоставляются поставщиками социальных услуг в стационарных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию (за исключением детей-сирот, детей, оставшимся без попечения родителей), а также гражданам, находящимся в социально опасном положении, за плату.

8. Размер платы за предоставление социальных услуг в стационарных условиях рассчитывается на основе подушевых нормативов финансирования социальных услуг с учетом фактической стоимости предоставленных социальных услуг, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

9. Плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором, заключаемого поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг либо его законным представителем в соответствии с положениями статьи 24 настоящего Федерального закона.

10. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы с получателей социальных услуг, предоставленных организациями социального обслуживания в объемах, определенных государственными заданиями (заказами), устанавливается:

  • 1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - для федеральных организаций социального обслуживания;
  • 2) органами государственной власти субъектов Российской Федерации – для организаций социального обслуживания субъектов Российской Федерации.

11. Порядок расходования средств должен предусматривать возможность использования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, на цели развития организации социального обслуживания и стимулирование труда работников организации социального обслуживания в интересах получателей социальных услуг.

12. Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, на договорной основе дополнительные социальные услуги сверх установленных договором, заключенным поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг либо его законным представителем, за плату.

ГЛАВА 11. КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Статья 39. Государственный контроль (надзор) в области социального обслуживания

1. Государственный контроль (надзор) в области социального обслуживания осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и предполагает проведение контроля (надзора) качества и безопасности социального обслуживания.

2. Государственный контроль (надзор) в области социального обслуживания предполагает деятельность уполномоченных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений руководителями и иными должностными лицами уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания, поставщиками социальных услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

3. Государственный контроль (надзор) качества и безопасности социального обслуживания предусматривает:

  • 1) систематическое наблюдение и анализ исполнения требований законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с позиций соблюдения прав граждан и поставщиков социальных услуг в области социального обслуживания населения;
  • 2) проведение проверок исполнения поставщиками социальных услуг условий договоров о предоставлении социальных услуг, включая индивидуальны программы предоставления социальных услуг;
  • 3) оценку соответствия социальных услуг предоставляемых получателям социальных услуг, установленным порядкам предоставления социальных услуг, включая стандарты социальных услуг;
  • 4) проверки функционирования информационных систем в области социального обслуживания, включая вопросы формирования и ведения реестров поставщиков социальных услуг и регистров получателей социальных услуг.

4. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) качества и безопасности социального обслуживания, организацией и проведением проверок поставщиков социальных услуг применяются положения законодательства Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

5. Права должностных лиц органов государственного контроля (надзора) качества и безопасности социального обслуживания регулируются положениями законодательства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Статья 40. Общественный контроль в области социального обслуживания

Общественный контроль в области социального обслуживания осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, а также о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Результаты общественного контроля в области социального обслуживания, представленные в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и (или) уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.

ГЛАВА 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 41. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации

Признать утратившими силу в связи с принятием настоящего Федерального закона:

  • 1) Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №50, ст.4872);
  • 2) Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 87-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации «О стандартизации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №28, ст.2791);
  • 3) Пункт 4 статьи 36 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №30, ст.3032);
  • 4) Статьи 17 и 23 Федерального закона от 10 января 2003 года № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №2, ст.167);
  • 5) Статьи 56 и 65 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №35, ст.3607);
  • 6) Статью 29 Федерального закона от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №30, ст.3618);
  • 7) Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №32, ст.3198);
  • 8) Статью 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №48, ст.6727).

Статья 42. Переходные положения

До 31 декабря 2015 года органами государственной власти субъектов Российской Федерации при организации работы при предоставлении социальных услуг могут применяться государственные стандарты социального обслуживания населения, разработанные на основании национальных стандартов социального обслуживания и утвержденные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. С 2016 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации при организации работы по предоставлению социальных услуг должны руководствоваться порядками предоставления социальных услуг, разработанными в соответствии с требованиями статьи 35 настоящего Федерального закона.

Статья 43. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу.

2. Статья 15 пункт 12, статьи 22-24, статья 38 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.

3. Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 12 месяцев привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Карта сайта